Инна ЛЕУС

начальник управления Единого государственного регистра юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь

С 3 сентября у ликвидируемых субъектов хозяйствования появится возможность обратиться к аудиторам за услугами по проверке, которую сейчас проводят налоговые, таможенные органы и Белгосстрах. Проанализируем условия и порядок оказания таких услуг.

 При каком виде ликвидации можно будет обратиться к аудиторам за независимой оценкой деятельности?

Возможность обратиться к аудиторской организации или аудитору – ИП будет у субъектов хозяйствования, которые самостоятельно приняли решение о ликвидации (прекращении деятельности) <1>.

Такая же возможность будет и у субъектов, которые приняли решение о ликвидации (прекращении деятельности) до 3 сентября <2>, но в силу объективных причин налоговые, таможенные органы и Белгосстрах не представили соответствующие справки и сведения о них в регистрирующий орган.

  Каким требованиям должен отвечать аудитор, который будет оказывать такие услуги?

Порядок оказания рассматриваемых услуг определяет постановление Совмина от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» <3>.

Так, оказывать услуги по независимой оценке деятельности ликвидируемого субъекта хозяйствования смогут:

— аудиторские организации, имеющие в штате аудиторов со стажем работы не меньше трех лет;

— аудиторы – ИП, осуществляющие аудиторскую деятельность не меньше трех лет.

Кроме того, указанные лица обязаны заключить договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Перечень аудиторов будет формироваться согласно информации, представленной ими в Минфин, и размещаться на его официальном сайте.

Каким будет предмет договора оказания аудиторских услуг?

 В предмет договора оказания аудиторских услуг при независимой оценке деятельности ликвидируемых субъектов хозяйствования входят вопросы:

  • правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), контролировать исчисление и уплату которых должны налоговые органы;
  • наличия (отсутствия) у юридического лица (ИП) непрекращенных обязательств перед таможенными органами;
  • исполнения обязанности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установления факта привлечения ИП физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

 Какие периоды деятельности юридического лица (ИП) будет проверять аудитор?

 Вышеуказанные вопросы аудитор будет проверять за период, установленный законодательством для проведения налоговыми и таможенными органами проверки юридических лиц (ИП) при их ликвидации (прекращении деятельности).

Период проверки таких субъектов хозяйствования налоговыми и таможенными органами с учетом п. 2 ст. 64 Налогового кодекса определяет абз. 8 п. 1 ст. 71-1 Налогового кодекса.

Так, начало проверяемого периода по вопросам соблюдения налогового и таможенного законодательства определяется с даты госрегистрации ликвидируемого лица. Это касается случаев, если с указанной даты налоговые и таможенные органы не проверяли субъекта хозяйствования. По иным вопросам в пределах компетенции налоговых органов проверяемый период ограничивается тремя календарными годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки, и истекшим периодом текущего календарного года.

Исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проверяется одновременно:

– за три календарных года, предшествующие году, в котором принято решение о ликвидации (прекращении деятельности);

– период с начала текущего календарного года до даты решения о ликвидации (прекращении деятельности);

– не больше чем за период с даты госрегистрации юридического лица (ИП) до даты принятия им решения о ликвидации (прекращении деятельности).

Факт привлечения ИП физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам аудиторы будут устанавливать за весь период деятельности ИП.

Что должно быть в аудиторском заключении и отчете?

Метод проверки ликвидируемого субъекта хозяйствования аудитор будет определять самостоятельно. Оказание услуг по независимой оценке станет предметом специального аудиторского задания. По его результатам аудитор обязан составить аудиторское заключение и отчет. Форму заключения устанавливает Минфин.

Заключение и отчет должны будут содержать информацию (сведения):

— о проверенном периоде;

— наличии у юридического лица (ИП) задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды), по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— наличии у юридического лица (ИП) непрекращенных обязательств перед таможенными органами;

— сделках юридического лица (ИП) с коммерческими организациями и ИП, включенными в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (в случае совершения таких сделок);

— привлечении ИП физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

— фактах нарушения законодательства и актах законодательства, требования которых нарушило юридическое лицо (ИП);

— должностях, фамилиях, инициалах руководителей, главбухов и иных лиц, которые отвечают за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, период работы этих лиц на занимаемых должностях в проверяемом периоде;

— иных сведениях по каждому вопросу независимой оценки (при наличии).

Аудиторское заключение и отчет составляются не меньше чем в пяти экземплярах.

Как должен действовать субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности) и желающий обратиться к аудитору?

 Сначала необходимо заключить договор с аудитором. Затем обратиться в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации (прекращении деятельности). В заявлении нужно указать, что ликвидируемый субъект хозяйствования заключил договор с аудитором. Эту информацию регистрирующий орган направит в налоговые, таможенные органы и Белгосстрах.

Ликвидируемое лицо должно представить аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке:

  • налоговому органу по месту постановки на учет;
  • таможенному органу, в регионе деятельности которого находится (проживает);
  • в Белгосстрах (его обособленное подразделение) по месту регистрации.

Сделать это следует в течение 20 рабочих дней после подачи в регистрирующий орган заявления о своей ликвидации (прекращении деятельности). Документы позволят указанным органам получить полную информацию о проверке (проверяемые вопросы, документы, периоды и т.п.). Ее сверят с имеющимися сведениями и представят в регистрирующий орган необходимые справки, сведения <4>.

 В каких случаях налоговые, таможенные органы и Белгосстрах могут провести дополнительную проверку?

 Получив аудиторское заключение и отчет, налоговые, таможенные органы и Белгосстрах могут не проводить свою проверку. Они просто составят справки и направят их в регистрирующий орган.

Однако может потребоваться дополнительная проверка ликвидируемого субъекта по тем же вопросам и периодам. Основания для нее появятся, если <5>:

  • у налогового, таможенного органа или Белгосстраха есть информация, не соответствующая данным в аудиторском заключении и (или) отчете по результатам оказания услуг по независимой оценке. Тем более если такая информация может оказать влияние на исполнение проверяемым юридическим лицом (ИП) обязательств перед бюджетом, включая государственные целевые бюджетные фонды, и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • в аудиторском заключении и (или) отчете называются выявленные нарушения и субъект хозяйствования не устранил их в течение 30 рабочих дней со дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности).

Кроме того, этот субъект должен внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при УСН, и (или) налоговые декларации (расчеты);

  • в аудиторском заключении и (или) отчете есть информация, что субъект хозяйствования заключал сделки с лицами, включенными в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • услуги по независимой оценке оказала аудиторская организация (аудитор – ИП), которая не отвечает предъявляемым требованиям для проверки деятельности субъектов хозяйствования при их ликвидации (прекращении деятельности);
  • в случаях, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.

Какие неблагоприятные последствия наступят для субъекта хозяйствования, если он заключил договор с аудитором, но не представил аудиторское заключение и отчет контролирующим органам?

Если ликвидируемый субъект заключил договор оказания аудиторских услуг и уведомил об этом регистрирующий орган, аудиторское заключение и отчет необходимо представить в контролирующий орган в течение 20 рабочих дней. Невыполнение этой обязанности даст право налоговому, таможенному органу и Белгосстраху направить в регистрирующий орган информацию о невозможности представить справки и сведения, необходимые для исключения юридического лица (ИП) из ЕГР <6>.

В таком случае указанные контролирующие органы представят в регистрирующий орган справки, сведения в течение шести месяцев с даты уведомления их о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования <7>.

Сколько времени аудитор должен хранить результаты оказания услуг по независимой оценке деятельности ликвидируемого субъекта хозяйствования?

Срок хранения рабочей документации составляет пять лет с даты выдачи аудиторского заключения и отчета.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 08