28 мая 2018 г. на базе МАРТ состоялось заседание Общественной приемной блока по конкуренции
и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Руководители подразделений блока рассказали об основных антимонопольных запретах, которые действуют в рамках ЕАЭС,
а также о требованиях к заявлениям о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках Союза.

С какими вопросами обращаться в ЕЭК

Этот орган занимается пресечением следующих основных нарушений, имеющих трансграничный характер:
— злоупотребление доминирующим положением. Например, создание препятствий доступу другим хозяйствующим субъектам на товарный рынок, отказ от заключения договора с отдельными покупателями;
— недобросовестная конкуренция. В частности, это введение в заблуждение в отношении характеристик поставляемого товара, некорректное сравнение предлагаемого товара с товарами других хозяйствующих субъектов;
— антиконкурентные соглашения: соглашения между конкурентами о различных манипуляциях с ценами, сговоры на торгах, соглашения о разделе рынков и некоторые иные соглашения;
— координация экономической деятельности. Например, когда один хозяйствующий субъект координирует действия других хозяйствующих субъектов, указывая им фиксированные цены продажи продукции.

Для каждого вида нарушений установлены свои условия трансграничности. При этом Комиссия не рассматривает заявления в отношении нарушений норм о конкуренции, допущенных должностными лицами госорганов
государств — членов ЕАЭС. В таких случаях необходимо обращаться в национальные антимонопольные органы.

За нарушения предусмотрены штрафные санкции как для юридических, так и для физических лиц. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от вида нарушений штраф может составить от 20000
до 150000 рос. руб. Для юридических лиц штрафы также зависят от вида нарушения и могут составить до 0,03% выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Соблюдение требований конкурентного права имеет принципиальное значение. Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь В.В.Колтович отметил, что сегодня предприятия, которые работают на трансграничных рынках, должны думать о создании подразделений, которые занимаются вопросами конкуренции.

Внимание подготовке заявлений

Установлены требования к заявлению. Важная его часть – описание действий (бездействия) лица, которые,
по мнению заявителя, противоречат общим правилам конкуренции. Нужно четко сформулировать, признаки какого нарушения усматриваются в действиях контрагента, а также убедиться в наличии компетенции Комиссии рассматривать такие нарушения. Если заявителям не доступны какие-либо документы, следует
указать это в заявлении и Комиссия сама их истребует. Комиссия принимает решение о переходе на стадию расследования нарушения исключительно на основании тех данных, которые представили заявители. Уже на стадии расследования происходит глубокое изучение ситуации.

Как отметил А.Г.Сушкевич, директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК, всего за период
2017 — начало 2018 года в ЕЭК поступило 17 заявлений. Проведено 12 расследований, по итогам которых возбуждено 5 дел о нарушении общих правил конкуренции. По одному из дел Комиссия приняла решение.

Ближайшая перспектива

В практику ЕЭК внедрят инструменты предостережения и предупреждения по определенным видам антимонопольных нарушений. Коллегией Комиссии одобрены и направлены на внутригосударственное согласование соответствующие изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). После вступления в силу таких изменений в Договор о Союзе Комиссия получит право выдавать предупреждения без назначения расследования,
а хозяйствующие субъекты ЕАЭС смогут самостоятельно устранять нарушения без уплаты штрафа.

Заседание Общественной приемной — мероприятие, проводимое в рамках программы 48-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП).

Читайте также:

Что показала антимонопольная практика ЕАЭС

Эксперты о взаимодействии с МАРТ и ЕЭК по антимонопольным вопросам