
Ольга Сергеевна Королькова
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Закон № 98-З <*> предусмотрел изменения в рамках института контроля за экономической концентрацией.
Они вступят в силу 3 августа текущего года.
1. Четко определяются действия, которые с точки зрения антимонопольного законодательства относятся к экономической концентрации <*>.
Согласие антимонопольного органа на экономическую концентрацию необходимо получить до ее осуществления.
Стал шире перечень действий, относящихся к экономической концентрации. Его дополнили следующие позиции:
1) включение юридического лица в состав холдинга<*>;
2) получение хозяйствующим субъектом (группой лиц) в собственность, пользование или во владение находящегося на территории Беларуси имущества, в том числе коммерческой организацией при ее создании;
3) приобретение хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, (группой лиц) прав, позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому хозяйствующему субъекту либо осуществлять функции его исполнительного органа;
4) заключение между хозяйствующими субъектами – конкурентами (ИП, коммерческими организациями) договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) на территории Беларуси.
На основе результатов практики согласования антимонопольным органом создания коммерческой организации регламентируется:
— имущество, передача (приобретение) которого контролируется антимонопольным органом. Это основные производственные средства и (или) нематериальные активы другой коммерческой организации. Исключение составляют земельные участки и неиспользуемые в предпринимательской деятельности здания, строения, сооружения, части помещений, объекты незавершенного строительства;
— условие передачи (приобретения) имущества другой коммерческой организации, в том числе при создании коммерческой организации, когда необходимо получать согласие антимонопольного органа. Оно нужно, когда балансовая стоимость основных производственных средств и нематериальных активов, находящихся на территории Беларуси, превышает 20% общей балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается или передается.
2. Устанавливается перечень действий, которые не свидетельствуют об экономической концентрации <*>. Это, например:
— передача акций (долей в уставном фонде) в доверительное управление профессиональному участнику рынка ценных бумаг;
— передача акций (долей в уставном фонде) хозяйствующих субъектов в рамках выполнения требований законодательства о госслужбе и о борьбе с коррупцией;
— приобретение физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа хозяйствующего субъекта путем заключения трудового договора.
3. С 3 августа 2018 г. не требуется получать предварительное согласие антимонопольного органа:
— когда в компаниях, осуществляющих экономическую концентрацию, одним и тем же лицам принадлежат больше 50 % голосующих акций (долей в уставном фонде);
— собственником имущества унитарных предприятий, осуществляющих экономическую концентрацию, является одно и то же лицо.
Важно
Вышеперечисленные лица по-прежнему обязаны в месячный срок направить в антимонопольной орган уведомление об экономической концентрации.
4. При превышении пороговых значений балансовой стоимости активов и выручки необходимо согласие антимонопольного органа на приобретение акций (долей в уставном фонде), проведение реорганизации в форме слияния и присоединения, иные действия по укрупнению бизнеса. Размеры таких пороговых значений увеличились вдвое и составили для балансовой стоимости активов 200 000 базовых величин, для выручки – 400 000.
Объем выручки от реализации товаров по итогам отчетного года определяется за вычетом суммы НДС. Если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность менее года, объем выручки от реализации товаров учитывается за этот период за вычетом НДС.
Важно
При этом при создании объединений хозяйствующих субъектов, коммерческой организации, заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) условием необходимости получения согласия антимонопольного органа на такие действия будет суммарная балансовая стоимость активов либо суммарный объем выручки учредителей (участников сделки).
5. Антимонопольный орган должен принять заявление о выдаче согласия на экономическую концентрацию к рассмотрению либо решение об отказе в его принятии в течение 10 рабочих дней. Рассмотрение заявления невозможно, если заявитель не представил необходимые документы и (или) сведения либо если они не соответствуют установленным требованиям.
Увеличение срока связано с большим объемом информации, который должны оценить специалисты антимонопольного органа, при принятии заявления.
6. Антимонопольный орган в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции определяет:
— требования к представляемым в антимонопольный орган при осуществлении экономической концентрации документам и сведениям, а также порядок их подачи и рассмотрения;
— форму и порядок подачи письменного уведомления об экономической концентрации.
Цель этих изменений – обеспечить единообразное применение Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 6