В МАРТ 19 февраля 2023 г. состоялось расширенное заседание итоговой коллегии, на котором рассмотрены итоги работы за 2023 г., а также определены задачи по обеспечению стабильной работы потребительского рынка на 2024 г.

В ходе своего доклада глава МАРТ Алексей Богданов рассказал, что важнейшими задачами в минувшем году были обеспечение ценовой стабильности в стране и сохранение насыщенности внутреннего рынка товарами в широком ассортименте. При этом, как отметил министр, «в условиях санкционного давления большинство внешних экспертов не верили в успешное решение этих задач. Так, аналитики Евразийского банка предусматривали сохранение ряда проинфляционных рисков, поэтому их базовый прогноз инфляции составлял 8%, МВФ – до 7,5%, а по оценкам Всемирного банка в 2023 г. инфляция в Беларуси должна была сложиться вообще на уровне 11%. Фактические итоги 2023 г. показали правильность выбранной стратегии и тактики управления инфляцией. Прирост ИПЦ сложился ниже целевого уровня и составил 5,8%. И это один из самых низких параметров среди стран-участниц ЕАЭС. В течение 2023 г. уровень годовой инфляции не только вернулся к целевой траектории, но и несколько раз переписал исторический минимум».

Добиться такого низкого уровня инфляции, по словам Алексея Богданова, позволили регулирование цен на большинство потребительских товаров в рамках постановления № 713; укрепление белорусского рубля к валюте основного торгового партнера – России; снижение мировых цен на сырьевые и продовольственные товары; снижение цен производителей сельскохозяйственной продукции на фоне замедления роста затрат; снижение цен на автомобильное топливо (порядка 4,1%).

Приоритетными направлениями работы в 2024 г., по мнению министра, станут: ценовая стабильность и выполнение целевого параметра по индексу потребительских цен; реализация законов, принятых по итогам 2023 г. (необходимо разработать и принять подзаконные акты с учетом изменившихся законов о рекламе, в области госзакупок, торговли, антимонопольного регулирования и конкуренции, вопросов производства и оборота алкогольной продукции, навести порядок в электронной торговле, расширить биржевые механизмы и пр.); обеспечение не менее 62% товаров отечественного производства в объеме продаж на внутреннем рынке.