Открыто о том, почему в ilex появилась система рекомендаций и чем искусственный интеллект может быть полезен, – в интервью Андрея Яхновца, исполнительного директора ООО «ЮрСпектр».

В конце 2018-го начале 2019 года наша компания начала внедрение искусственного интеллекта в ilex. С чем это связано?

Наш интерес к искусственному интеллекту связан со стремлением создать высокотехнологичный продукт в своей сфере. Люди, которые сейчас пользуются таксофонами, выглядят странно, хотя 20 лет назад не менее удивительно выглядели люди с мобильниками. То же самое, думаю, будет с использованием искусственного интеллекта, и мы не хотели бы выглядеть странно через 10 лет.

Как руководство пришло к мысли о рекомендательном сервисе?

Идея лежит на поверхности. В наше время нет проблемы найти что-либо – есть проблема выбрать нужное быстро. Это касается любых сервисов, содержащих много информации. Те, кто смотрит YouTube, подписаны на Яндекс.Музыку, уже знакомы с рекомендательными системами, которые изучают интересы пользователей и предлагают контент с учетом их предпочтений. Почему бы не попробовать применить идею к правовому продукту? В ilex уже сейчас работает и продолжает развиваться блок «Рекомендации». Он пытается предугадать потенциально интересные материалы для той или иной группы пользователей.

Как это работает?

Цель сервиса – сэкономить время на поиск информации. Привычный сценарий работы пользователя: я захожу в продукт, делаю запрос, получаю множество вариантов, выбираю подходящий и изучаю. Поскольку бухгалтеры и юристы сталкиваются с аналогичными ситуациями, мы можем предсказать, что привлечет, их внимание, и сразу показать нужную информацию.

С технической стороны все строится на анализе данных. Искусственный интеллект создает своего рода внутренний портрет, обобщенный образ пользователя. Нет никаких сведений об имени и фамилии, специализации и иных личных данных. Есть собирательный образ и метки документов. Искусственный интеллект анализирует поведение пользователя в сервисе и идентифицирует его с тем или иным портретом. Затем в блоке «Рекомендации» предлагает документы, которые востребованы этой группой пользователей. Чем чаще человек использует сервис, тем лучше искусственный интеллект его понимает, тем точнее рекомендации предлагает.

Насколько широко сейчас в нашей стране искусственный интеллект используется в IT-продуктах? 

Эта история будет все больше развиваться во всех отраслях. И бытовые приборы, и автомобили – все начнет потихоньку подстраиваться под потребителя. Мы понимаем, что в какой-то степени только догоняем данный тренд. Пока не на гребне волны, но в масштабах Беларуси почти догнали. Знаю, есть кейсы использования искусственного интеллекта в банках – кредитный скоринг в основном. Но о широком применении в среднем бизнесе не слышал.

Пользователи правовых продуктов – это особая целевая аудитория. Как они восприняли новинку?

Первое тестирование показало, что нашей аудитории она интересна. Из около 3500 человек ею воспользовались 2625, или 75 %. Мы понимали, что присутствовал эффект новизны. Он продлился несколько месяцев. Сейчас рекомендательный сервис доступен всем. По статистике, он востребован 46 % пользователей ilex. Считаем это хорошим показателем.

Что касается целевой аудитории – в основном это консервативные люди. Конечно, мы понимаем, что для большинства из них искусственный интеллект, машинное обучение может выглядеть как игрушка, что-то далекое и непонятное для бухгалтера, юриста. Но нам кажется, что будет расти количество тех, кому важно использовать продукт – технологический лидер. Любой пациент хочет лечиться не только эффективным и проверенным, но и самым современным лекарством. Потому что оно – результат новейших исследований и, скорее всего, лечит лучше.

Как вы планируете использовать искусственный интеллект в дальнейшем?

У нас около 10 кейсов, где можно его применить. Все они связаны с персонализацией онлайн-сервиса. В идеале хочется достичь ситуации, когда практически любая информация, которая выдается пользователю в ответ на запрос, будет персонализирована конкретно под него. Пока работа ведется в направлении блока «Рекомендации».

Вот так шаг за шагом ilex крепнет технологически и становится современным инновационным продуктом, который помогает решать задачи в несколько кликов.