Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла в первом чтении проект Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» (далее — проект). Рассмотрим, какие новшества в нем предусмотрены.

1. При пересмотре судебных решений появится кассация, процедуры апелляционного и надзорного производств тоже изменятся

Раздел XII УПК излагается в новой редакции. Предлагается разбить его на две главы, регулирующие вопросы производства в суде кассационной инстанции и производства по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, Верховным Судом (надзорное производство). Основным отличием предлагаемой кассации от действующего надзорного порядка является то, что предметом рассмотрения будет являться жалоба кассатора, подаваемая непосредственно в суд кассационной инстанции.

Проектом предусматривается:

— установление более узких оснований к пересмотру в кассационном и надзорном порядке (только по вопросам правильности применения материального и (или) процессуального права);

— закрепление кассационного порядка проверки подавляющего большинства судебных постановлений на уровне судов областного звена;

— установление исключительного по своему характеру судебного надзора только на уровне Верховного Суда с одновременным исключением из компетенции Пленума Верховного Суда рассмотрения в порядке надзора конкретных уголовных дел.

Для кассационного обжалования судебных постановлений проектом предлагается установить следующие ограничения для уголовных дел:

— исключить возможность обжалования в кассационном порядке приговоров, определений и постановлений областных, Минского городского судов, а также судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, если они являлись предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде;

— закрепить возможность однократного обжалования судебного постановления (обращение в суд кассационной инстанции с повторной жалобой или протестом не допускается);

— сохранить возможность кассационной проверки имеющих значение для обеспечения единообразия судебной практики дел по усмотрению руководителей областных судов и Верховного Суда, а также Генпрокуратуры.

Рассмотрение дел в кассационном порядке предлагается отнести к компетенции президиумов областного, Минского городского судов (по отношению к приговорам районных судов, апелляционным определениям областного, Минского городского судов), судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда (по отношению к приговорам областных, Минского городского судов). При этом апелляционные определения Верховного Суда, вынесенные по результатам проверки принятых по первой инстанции решений областных судов, не будут подлежать обжалованию в кассационном порядке. В случае если приговор областного суда не был обжалован в апелляционном порядке, то кассационной инстанцией по отношению к нему будет судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, а надзорной — Президиум Верховного Суда. Пленум Верховного Суда предлагается освободить от полномочий по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора. Принципиальным отличием от действующего порядка подачи надзорных жалоб является предусмотренная проектом возможность обращения с жалобой на вступившее в законную силу судебное решение только в суд кассационной инстанции.

Проект также предусматривает корректировку процедур надзорного обжалования и опротестования судебных решений, а также апелляционного порядка пересмотра приговоров и решений Верховного Суда, вынесенных им по первой инстанции.

2. Вводится новый институт «специального производства»

Предлагается установить в УПК порядок досудебного производства и судебного рассмотрения уголовных дел в случаях, когда обвиняемый находится вне пределов Республики Беларусь, уклоняется от явки в орган, ведущий уголовный процесс, и в его выдаче иностранным государством отказано либо в течение шести месяцев от иностранного государства не получено согласие на выдачу обвиняемого.

Специальное производство будет распространяться на дела по статьям о преступлениях против мира и безопасности человечества, против государства, а также ряда иных преступлений, совершение которых влечет угрозу национальной безопасности.

Проект предусматривает возможность проведения специального производства без запроса о выдаче лица для привлечения к уголовной ответственности. Постановление об этом смогут выдавать Генпрокурор либо председатели СК, КГБ с согласия Генпрокурора.

Проект также предусматривает:

— определение перечня составов преступлений, по которым в отношении обвиняемого может быть начато специальное производство, исходя из международного опыта регулирования подобных отношений, объекта преступного посягательства, а также следственной практики;

— установление условий, при которых возможно специальное производство по уголовному делу в отношении обвиняемого, который находится вне пределов Республики Беларусь и уклоняется от явки в орган, ведущий уголовный процесс;

— порядок уведомления обвиняемого о вызове в орган, ведущий уголовный процесс, а также о принятых процессуальных решениях в случае проведения специального производства;

— обязательность участия защитника в уголовном деле в случае принятия решения о проведении специального производства;

— возврат уголовного дела для производства предварительного расследования со стадий направления в суд и судебного разбирательства в случае явки или задержания обвиняемого.