Предполагается, что в 2020 году будут действовать нормы НК в редакции 2019 года. Вместе с тем при исчислении налогов придется учитывать изменения и дополнения, обозначенные в Указе о налогообложении, принятие которого планируется. Рассмотрим основные из них.

Подоходный налог

​В отношении подоходного налога предполагаются следующие изменения:

​1) индексация размеров стандартных налоговых вычетов, а также увеличение предельного размера доходов, при котором ИП, нотариусы, адвокаты, не имеющие места основной работы (службы, учебы), вправе применить стандартный вычет, предусмотренный подп. 1.1 ст. 209 НК;

​2) увеличение предельных годовых размеров освобождаемых от налогообложения доходов;

​3) освобождение от налогообложения:

​- единовременной выплаты на оздоровление работникам бюджетных организаций, установленной п. 4 Указа N 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» с 01.01.2020;

​- компенсации расходов по найму жилья работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу не по месту жительства;

​4) продление на 2020 год действия льготы, предусмотренной п. 63 ст. 208 НК, а именно освобождение от налогообложения доходов, полученных по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, срок действия которой ограничен 31.12.2019;

​5) возврат налоговым органом физлицу излишне удержанного подоходного налога в случае, если налоговый агент не может его вернуть в течение 3 месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания;

​6) увеличение размера доходов физлиц за реализацию продукции растениеводства, при превышении которого заготовительные организации потребительской кооперации, другие организации, ИП, покупающие такую продукцию, подают в налоговые органы сведения об этом;

​7) установление срока перечисления в бюджет подоходного налога налоговыми агентами — иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль для участников внебиржевого рынка Форекс

​До 1 марта 2019 года для форекс-компанийНационального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (далее — деятельность на внебиржевом рынке Форекс) действовала льготная ставка 9% <*>. В настоящее время данная категория плательщиков исчисляет налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18% <*>.

​Помимо форекс-компаний и Национального форекс-центра указанную деятельность вправе осуществлять еще и банки, небанковские кредитно-финансовые организации <*>. На них льготная ставка 9% не распространялась. Их прибыль, в т.ч. по указанной деятельности, облагается по ставке 25% <*>.

​С 2020 года прибыль, полученная форекс-компаниями, Национальным форекс-центром от деятельности на внебиржевом рынке Форекс, планируется облагать по ставке 25%.

Льгота для организаций, использующих труд инвалидов

​В настоящее время организации, использующие труд инвалидов, освобождают от налогообложения налогом на прибыль свою валовую прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом), если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 50% численности работников в среднем за этот же период <*>.

​С 2020 года планируется распространить данную льготу на организации, у которых данный показатель численности инвалидов составляет не менее 30% численности работников.

Нормирование топлива для целей налогообложения

​С 2019 года затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов для целей налогообложения прибыли включаются в нормируемые затраты в порядке, установленном в подп. 1.2 ст. 171 НК.

​В будущем году затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования планируется включать в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в пределах норм, установленных руководителем организации. Такие нормы руководитель вправе установить:

​- самостоятельно;

​- путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

Расходы на страхование товаров и имущества в аренде (лизинге)

​Предусмотрено внесение изменений в подп. 1.2 Указа от 19.05.2008 N 280. В нем определено, по каким видам добровольного страхования организации-страхователи вправе включить страховые взносы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

​По сравнению с действующим в настоящее время порядком возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы страховых взносов по добровольному страхованию предоставляется также и организациям, которые застраховали:

​- товары, предназначенные для реализации;

​- имущество, сданное в аренду (лизинг).

НДС

​1. На 2019 год законодательно закреплено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов. Причем такая льгота применяется, если численность инвалидов составляет не менее 50% численности работников <*>.

​В 2020 году планируется снизить вышеуказанный критерий. Предусматривается, что льготу смогут применять организации, использующие труд инвалидов, если их численность в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.

​2. В 2019 году ИП признаются плательщиками НДС <*>. Однако это происходит с учетом установленных особенностей (они содержатся в ст. 113 НК). В частности, предусмотрен критерий по величине выручки и других доходов для признания ИП плательщиком НДС. В 2019 году его величина определена на уровне 420000 руб. То есть, если при реализации объектов ИП превысит указанный порог, он становится плательщиком НДС.

​На следующий год ожидается индексация различных критериев на прогнозный показатель инфляции. Коснется это и описываемого случая. Планируется, что величина указанного критерия составит 441000 руб.

​3. На 2020 год отсрочку вычета «таможенного» НДС продлевать не собираются.

​Напомним, что отсрочка вычета в 30 календарных дней применяется в отношении импортированных товаров, которые ввезены из стран, не входящих в ЕАЭС, т.е. выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой с 24 апреля 2019 года по 31 декабря 2019 года (включительно). Дата выпуска товаров указывается в графе «С» декларации на товары <*>.

​4. Для целей налогообложения предлагается не признавать реализацией безвозмездную передачу имущества, работ, услуг Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц, переданных (принятых) в соответствии с законодательством о распоряжении государственным имуществом.

​В редакции НК имеется схожая норма — подп. 2.7.3 ст. 31. Однако в ней содержатся не все предусмотренные законодательством основания для такой передачи/принятия.

Акцизы

​1. На 2020 год планируется поднятие ставок акцизов. Их рост предусмотрен посредством увеличения или индексации.

​Ожидается, что ставки ощутимо вырастут на крепкий алкоголь — плюс 6% и табачные изделия (за исключением предназначенных для потребления путем нагревания) — плюс 15%.

​На иные виды подакцизной продукции (за исключением автомобильного топлива) предусмотрена индексация ставок в пределах прогнозируемого параметра инфляции.

​2. Предлагается освободить от акцизов дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ГПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельхозорганизациям и льнозаводам.

​Примечательно, что такая льгота предусмотрена при поставках дизельного топлива не всем сельхозорганизациям и льнозаводам, а только по перечням, формируемым облисполкомами и согласованным с Минсельхозпродом и Белнефтехимом.

Налог при УСН

​Традиционно на 2020 год предполагается увеличение стоимостных критериев УСН на прогнозный уровень инфляции. Отметим, что инфляция в следующем году планируется на уровне 5% <*>.

​Соответственно предусмотрена индексация порогового значения валовой выручки для:

​- применения УСН организациями и ИП;

​- применения организациями УСН без НДС;

​- ведения организациями учета в книге учета доходов и расходов;

​- перехода организациями и ИП на УСН с 1 января 2021 года.

​Аналогично предполагается увеличение критерия выручки и доходов ИП на общем порядке налогообложения для целей признания их в 2020 году плательщиками НДС.

​Напомним, в 2019 году вышеуказанные критерии имеют следующие значения:

​- для применения УСН организациями и ИП — 1949208 руб. и 420000 руб. соответственно <*>;

​- для применения организациями УСН без НДС — 1337415 руб. <*>;

​- для ведения организациями книги учета доходов и расходов — 738000 руб. <*>;

​- для перехода организациями и ИП на УСН с 2020 года — 1465565 руб. и 315000 руб. соответственно <*>;

​- для признания ИП на общей системе плательщиком НДС — 420000 руб. <*>.

Земельный налог

​Планируется увеличение порога кадастровой стоимости земельных участков по всем видам оценочных зон. Размер увеличения при этом не составит более 5%. Это прогнозный уровень инфляции на 2020 год.

​Напомним, что в зависимости от установленного порога определяется, какая налоговая база (площадь или кадастровая стоимость предоставленного земельного участка) будет использоваться при исчислении земельного налога.

​Например, предполагается, что для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения иных объектов (кроме автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, автомобильных рынков, игорных заведений) такой порог в 2020 году составит 29666 руб. за гектар вместо 28253 руб. <*>. Если земля относится к производственной зоне, то порог составит 14832 руб. за гектар вместо 14126 руб. <*>.

​Также на прогнозный уровень инфляции предусматривается увеличение ставок налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь. В частности, для земельных участков общественно-деловой и производственной зон земельный налог планируется исчислять в 2020 году по ставке 163,16 руб. за гектар. В настоящее время ставка для таких зон — 155,39 руб. за гектар <*>.

​Кроме того, по традиции проиндексируют ставки земельного налога на сельхозземли сельхозназначения (в том числе на такие земли, занятые капстроениями) и средние ставки земельного налога по районам республики.

​Предполагается продлить на 2020 год действие льготы по налогу за земельные участки научных организаций и научно-технологических парков (НТП) <*>, а также за земельные участки, на которых расположены капстроения, переданные организациями в аренду научным организациям и НТП <*>.

Налог на недвижимость

​Предусматривается, что и в 2020 году в отношении капстроений (зданий, сооружений) (далее — капстроений) научных организаций и НТП, а также капстроений, переданных организациями в аренду (иное пользование) научным организациям и НТП, может применяться освобождение от налога на недвижимость. Сейчас такие льготы организации используют на основании подп. 1.17 и 1.20 ст. 228 НК.

​В настоящее время капстроения организаций, использующих труд инвалидов, освобождаются от налога на недвижимость. В частности, это капстроения организаций (их обособленных подразделений) общественных объединений «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению».

​При этом льгота применяется при условии, что численность инвалидов в этих организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период <*>.

​Предполагается, что в 2020 году данную льготу вправе применять указанные организации, если численность инвалидов у них в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период.

Экологический налог

​В 2020 году расчет экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод, а также за захоронение, хранение отходов производства будет производиться по новым ставкам. А именно предполагается, что по ставкам-2019, проиндексированным на прогнозный уровень инфляции.