С 1 марта 2021 г. вступает в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — новый КоАП). Он предусматривает изменения по многим административным правонарушениям. Рассмотрим подробнее, как изменились нумерация статей и размер штрафа за нарушения в сфере закупок товаров (работ, услуг) и антимонопольного законодательства.

Госзакупки

Новый КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка осуществления госзакупок товаров (работ, услуг) в ст. 12.9. При этом нарушения порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов, которые ранее указывались в одной статье с нарушениями порядка проведения госзакупок, выделены в отдельную ст. 12.8.

Статья 12.9 нового КоАП в отличие от прежнего КоАП от 21 апреля 2003 г. (далее — прежний КоАП или КоАП 2003 г.) содержит закрытый перечень нарушений в сфере госзакупок, влекущих административную ответственность, и разграничивает их по видам и размерам штрафов. В большинстве случаев максимальный размер штрафа снижен. При этом статья предусматривает нарушения как со стороны заказчика (организатора), так и по ч. 5 и 7 ст. 12.9 нового КоАП членов комиссии по госзакупкам. Подробнее см. сравнительную таблицу.

Новый КоАП  Штраф Примечание/сравнение с КоАП 2003 г.
Нарушения предусмотренного законодательством порядка:

— размещения информации о госзакупках, включая документы и (или) сведения, на ЭТП;

— предоставления информации о госзакупках, включая документы и (или) сведения, в уполномоченный госорган по госзакупкам;

— хранения документов по процедурам госзакупок <*>

До 10 БВ

 

 

 

 

 

КоАП 2003 г. допускает возможность привлечения к административной ответственности за любые нарушения порядка проведения госзакупок на территории Республики Беларусь. В таком случае предусмотрено предупреждение или штраф до 50 БВ <*>. В том числе за:

— не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или ИП, членом комиссии, созданной для проведения процедуры госзакупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре госзакупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о госзакупках;

— изменение должностным лицом заказчика (организатора) или ИП условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства;

— уклонение от заключения договора по результатам процедуры закупки

Нарушения предусмотренного законодательством порядка выбора процедуры госзакупок <*> До 15 БВ
Нарушения предусмотренных законодательством:

— требований к определению ориентировочной стоимости предмета госзакупки;

— требований к содержанию документов, предоставляемых для подготовки предложения;

— порядка внесения изменений и (или) дополнений в такие документы;

— правил описания предмета госзакупки;

— порядка изучения конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника <*>

До 20 БВ
Не предусмотренное законодательством изменение:

— условий договора госзакупки (его проекта);

— предмета госзакупки или требований к нему;

— требований к участникам, определенных при проведении процедуры госзакупки, которая признана несостоявшейся.

Нарушение предусмотренного законодательством порядка заключения договора госзакупки <*>

До 20 БВ
Нарушение порядка открытия, рассмотрения, оценки, сравнения, отклонения предложений, повлекшее неправомерное:

— решение о выборе участника-победителя;

— отклонение предложения участника;

— признание процедуры госзакупки несостоявшейся <*>

До 15 БВ
Отмена процедуры госзакупки в целом или в отношении отдельных частей (лотов) предмета госзакупки в случаях, не предусмотренных законодательством <*> До 20 БВ
Иное не предусмотренное законодательством ограничение допуска юрлиц или физлиц, в том числе ИП, к участию в процедуре госзакупки <*> До 20 БВ
Приобретение товаров (работ, услуг) без проведения предусмотренных законодательством процедур госзакупок <*> От 10 до 50 БВ
При повторности вышеуказанных нарушений в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие:

— дополнительное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств;

— уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг);

— изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров;

— ухудшение потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик) товаров (работ, услуг) <*>

От 20 до 100 БВ КоАП 2003 г. предусматривает

аналогичный состав правонарушения <*>. При этом ранее минимальный размер штрафа составлял 50 БВ. Также новый КоАП скорректировал состав правонарушения в части последствий:

— дополнительного расходования средств госцелевых бюджетных фондов;

— снижения параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию)

Обратите внимание!
Новый КоАП не предусматривает такой вид административного взыскания, как предупреждение <*>. Предупреждение отнесли к мерам профилактического воздействия <*>. При этом в случае привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере закупок или антимонопольного законодательства минимальный размер штрафа составит для физлица — 1/10 БВ, ИП — 2 БВ, юрлица — 5 БВ <*>. В ряде случаев для физлиц и ИП штраф может быть увеличен, например в случае его неуплаты в срок <*>.

Закупки за счет собственных средств

Новый КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств по ст. 12.27 (ранее она предусматривалась ст. 11.77 КоАП 2003 г.). Привлечь к административной ответственности, как и прежде, могут за любое нарушение требований законодательства к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств <*>:

— юрлиц, имущество которых находится в госсобственности;

— хозобществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности.

При этом максимальный размер штрафа снижен с 50 БВ до 15 БВ <*>.

Закупки при строительстве

В новом КоАП административная ответственность за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве предусмотрена ст. 12.10. Подробнее см. таблицу.

Новый КоАП  Штраф Примечание/сравнение с КоАП 2003 г.
Не предусмотренное законодательством отступление в заключенном договоре от условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве <*> На юрлицо — от 50 до 100 БВ;

 

на иное лицо — от 2 до 15 БВ

КоАП 2003 г. предусматривает административную ответственность и устанавливает размер штрафа в зависимости от стоимости строительства и источника финансирования <*>. Например, административная ответственность при бюджетном финансировании предусмотрена за:

— оплату строительства объектов без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами;

— непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом процедур закупок при строительстве объектов за бюджет от 6 тыс. БВ до 100 БВ <*>. При этом административная ответственность за те же деяния, но при осуществлении строительства за счет иных источников, исключение — строительство объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, предусмотрена только при стоимости строительства объектов 100 БВ и более <*>.

Таким образом, перечень нарушений, по которым могут привлечь к административной ответственности, расширен и не зависит от стоимости строительства

Иное нарушение предусмотренного законодательством порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве <*> На юрлицо — до 500 БВ;

 

на иное лицо — до 50 БВ

Новый КоАП в отличие от КоАП 2003 г. не содержит подстрочных примечаний к ст. 12.10. Полагаем, в таком случае следует учитывать законодательство о закупках при строительстве. В частности, нормы Указа N 223, в соответствии с которыми строительство включает деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству, технической модернизации, сносу объекта, включающую оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ. Ранее подстрочное примечание к ст. 21.17 КоАП 2003 г. не предусматривало под строительством такие виды деятельности, как текущий ремонт, оказание услуг в строительстве, подготовку проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Ответственность за нарушения в сфере антимонопольного законодательства

Новый КоАП, как и ранее, предусматривает административную ответственность за нарушения в сфере антимонопольного законодательства. В частности, он включает:

— ст. 13.31 — нарушение антимонопольного законодательства;

— ст. 13.32 — монополистическая деятельность;

— ст. 13.33 — недобросовестная конкуренция.

В части недобросовестной конкуренции состав административного правонарушения и размер предусмотренного за него штрафа не изменились. Как и ранее, за недобросовестную конкуренцию штраф на физлицо может составить от 20 БВ до 100 БВ, на ИП — от 100 БВ до 200 БВ, а на юрлицо — до 10% суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на товарном рынке которого совершено правонарушение, но не менее 400 БВ <*>.

В части нарушений в сфере монополистической деятельности перечень нарушений дополнен ч. 4, которая предусматривает административную ответственность за несоблюдение субъектом естественной монополии предусмотренных в таком случае ограничений, установленных законодательством о естественных монополиях.

На заметку
Ограничения деятельности субъектов естественных монополий предусмотрены ст. 6 Закона о естественных монополиях. В частности, они касаются ценообразования предоставляемых услуг, невозможности отказа в заключении договора в ряде случаев, недопущения совершения иных действий (бездействия), которые приводят или могут привести к невозможности оказания услуг, относящихся к сферам естественных монополий, или замене их другими услугами. 

В случае привлечения к административной ответственности по новой ч. 4 ст. 13.32 КоАП предусмотрен штраф:

— на юрлицо — от 20 до 1000 БВ;

— на ИП — от 20 до 500 БВ;

— на иных лиц — от 20 до 200 БВ.

Иные нарушения антимонопольного законодательства предусмотрены в ст. 13.31 нового КоАП. Как она изменилась по сравнению с прежним КоАП, см. таблицу.

Новый КоАП КоАП 2003 г. Примечания
Статья 13.31. Нарушение антимонопольного законодательства

 

Уклонение от исполнения предписания антимонопольного органа, органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление в установленные сроки этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для выполнения ими своих функций, либо представление заведомо ложной информации —

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ

Статья 11.24. Нарушение антимонопольного законодательства

 

Уклонение ИП или должностного лица юрлица от исполнения предписания антимонопольного органа, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление этому органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, либо представление заведомо ложной информации —

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ

В частности:

— исключены ограничения по перечню лиц, которых вправе привлекать к административной ответственности.

На заметку
Антимонопольный орган может вынести для исполнения предписание как юрлицу и ИП, так и физлицу <*>. В таком случае можно будет привлечь к административной ответственности за уклонение от исполнения предписания по ст. 13.31 нового КоАП и физлиц;

— дополнен перечень органов, за уклонение от исполнения предписания которых могут применить административную ответственность;

— установлено условие о привлечении к административной ответственности в случае несоблюдения установленных сроков для предоставления информации (документов, объяснений), необходимой для выполнения функций антимонопольного органа, органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

При этом размер штрафа остался прежним

Вступление в силу нового КоАП

Новый КоАП вступает в силу с 1 марта 2021 г. <*>. При этом прежний КоАП 2003 г., а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены в него изменения в период со дня его принятия до 1 марта 2021 г., утратят силу <*>.

До приведения законодательства в соответствие с новым КоАП акты законодательства, за исключением вышеуказанных, будут применяться в той части, в которой они не противоречат новому КоАП, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь <*>.

В случае если постановление о наложении административных взысканий будет вынесено до 1 марта 2021 г. и полностью или частично не исполнено, то оно подлежит пересмотру в случаях, когда нормы нового КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г. <*>.

На заметку
С 1 марта 2021 г. также вступает в силу новый Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. 

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex