В первом чтении на заседании пятой сессии Палаты представителей 07.04.2021 депутатами принят законопроект «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

1. В общей части проекта Кодекса об образовании в сравнении с действующей редакцией среди прочих предусмотрены:

— грант на обучение — средства из республиканского бюджета, ежегодно выделяемые в целях освоения иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, содержания образовательных программ высшего и среднего специального образования в государственных учреждениях высшего и среднего специального образования;

— возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования;

— выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму;

— возможность трудоустройства в счет брони инвалидам и лицам с особенностями психофизического развития при невозможности предоставить место при распределении;

— исключение из перечня прав законных представителей несовершеннолетних обучающихся права на получение информации о медицинских обследованиях обучающихся ввиду их проведения организациями здравоохранения. Также устанавливается, что ознакомление родителей с ходом образовательного процесса осуществляется в порядке, определяемом учреждением образования, т.к. на практике имеют место случаи необоснованного вмешательства родителей (законных представителей детей) в деятельность, относящуюся к компетенции педагога;

— системно урегулированы вопросы направления в организации иностранных государств для получения высшего образования за счет средств республиканского бюджета по специальностям, необходимым для Республики Беларусь, подготовка по которым в Республике Беларусь не осуществляется.

2. Изменения в особенной части проекта Кодекса об образовании.

На уровне дошкольного и общего среднего образования, в частности, предусмотрены:

— оптимизация видов учреждений дошкольного образования (исключены ясли, ясли-сад, санаторный ясли-сад);

— наделение местных исполкомов полномочиями по изменению норм наполняемости в учреждениях дошкольного образования при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, в целях обеспечения местами в учреждениях дошкольного образования в микрорайонах-новостройках;

— возможность финансирования части расходов частных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов исходя из численности детей, зачисленных в эти учреждения по направлению, выданному местными органами, при отсутствии свободных мест в государственных учреждениях образования;

— прием детей для получения начального образования по достижении на начало учебного года возраста 6 лет либо по желанию одного из законных представителей в более позднем возрасте. По заявлению законного представителя несовершеннолетнего учредитель учреждения общего среднего образования имеет право разрешить прием в I класс в более раннем возрасте (сейчас такое разрешение выдается Минобразованием);

— установление в средних школах — училищах олимпийского резерва режима шестидневной учебной недели и возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V — XI (XII) классов;

— продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI (XII) классов — с 1 сентября по 25 мая;

— оптимизация видов учреждений общего среднего образования за счет исключения таких видов, как «гимназия-интернат», «вечерняя школа», «межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся», «межшкольный центр допризывной подготовки», учебно-педагогический комплекс с сохранением видов «гимназия — колледж искусств», «училище олимпийского резерва» и предоставлением возможности в начальных школах, базовых и средних школах реализовывать образовательную программу дошкольного образования;

— возможность сочетания обучения на дому и в учреждении общего среднего образования (решение о возможности такого сочетания принимается на основании заключения ВКК и заявления законного представителя учащегося).

На уровне профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и дополнительного образования взрослых предусмотрены:

— возможность получения образования в дистанционной форме, реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия;

— уменьшение срока получения профессионально-технического образования на основе общего среднего образования в дневной форме получения образования. Такой срок составит от 6 месяцев до 1 года (вместо 1 года — 1,5 лет);

— изменение структуры высшего образования, обеспечивающее повышение его привлекательности для иностранных граждан, усиление международного имиджа, гармонизацию системы белорусского высшего образования с международными стандартами (условия для расширения экспорта образовательных услуг) и повышение качества образования.

На уровне высшего образования предусматривается:

— бакалавриат (общее высшее образование 4 — 4,5 года);

— магистратура (углубленное высшее образование 1 — 2 года);

— непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование 5 — 6 лет с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «Здравоохранение» с дипломом о высшем образовании по специальностям «Здравоохранение»).

Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адьюнктура) со сроком подготовки не более 3 лет.

В системе образования предусмотрена выдача диплома бакалавра, диплома магистра, диплома о высшем образовании по направлению образования «Здравоохранение», в системе научно-ориентированного образования — диплома исследователя.

3. Предусмотрено закрепление такого вида дополнительного образования, как дополнительное образование одаренных детей и молодежи. Законопроект дополнен новым разделом «Дополнительное образование одаренных детей и молодежи», в рамках которого регламентируются вопросы системы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, организации образовательного процесса при реализации образовательной программы одаренных детей и молодежи, научно-методического обеспечения дополнительного образования одаренных детей и молодежи. Также определено учреждение дополнительного образования одаренных детей и молодежи.

4. В рамках регулирования вопросов трудоустройства и распределения выпускников учреждений профессионального образования предусматривается:

— зачет в срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника периода военной службы по контракту, периода альтернативной службы;

— освобождение выпускников, включенных в списочные составы национальных сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта, от возмещения средств за обучение, если они приступили к работе, но не отработали установленный срок обязательной работы;

— закрепление статуса молодого специалиста за выпускниками, получившими образование на условиях оплаты и направленными на работу;

— введение механизма обеспечения первым рабочим местом путем бронирования для выпускников из числа лиц с особенностями психофизического развития, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших профессионально-техническое и среднее специальное образование, если их не представляется возможным распределить из-за отсутствия мест.

5. В структуре учреждений образования также предусматриваются изменения. В частности, сокращаются и оптимизируются виды учреждений образования на всех уровнях основного образования (исключены 3 из 6 видов учреждений образования на уровне дошкольного образования, 14 из 25 на уровне общего среднего образования). На уровне профессионально-технического и среднего специального образования будет функционировать единый вид учреждения образования — колледж, на уровне высшего образования — 3 вида: университет, академия, институт (исключаются понятия «классический» и «профильный» в отношении университета, исключен как вид высший колледж).

6. Пересмотрены компетенции государственных органов. В ряде случаев компетенция на принятие актов от Совмина передана на уровень республиканских органов госуправления. За местными исполкомами закреплена функция осуществления контрольной (надзорной деятельности) — контроль за обеспечением качества образования.