Минстройархитектуры утвердило регламенты, которые устанавливают случаи и порядок первичного и повторного согласования изменения (продления) сроков строительства в исполкоме. Рассмотрим подробно в комментарии.

С 14.05.2022 вступает в силу постановление Минстройархитектуры от 27.01.2022 № 16, которое утвердило два регламента:

— Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 3.16.5 «Согласование изменения (продления) сроков строительства объектов жилищного строительства при первичном изменении (продлении) сроков строительства, а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь)» (далее — Регламент о первичном согласовании изменения сроков строительства);

— Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 3.16.6 «Согласование изменения (продления) сроков строительства объектов жилищного строительства при повторном изменении (продлении) сроков строительства (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь)» (далее — Регламент о повторном согласовании изменения сроков строительства).

Проанализируем данные Регламенты.

По общему правилу сроки строительства объекта, выполнения строительных работ, которые установлены договором стройподряда, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями процедур закупок (ч. 1 п. 17 Правил № 1450). Однако в исключительных случаях допускается по согласованию с исполкомом изменить (продлить) сроки строительства (ч. 2 п. 17 Правил № 1450):

— объектов жилищного строительства (допускается первичное и повторное изменение сроков строительства);

— иных объектов, которые финансируются без привлечения средств республиканского бюджета.

К ним не относятся объекты, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства (абз. 1 ч. 2 п. 17 Правил № 1450).

Примечание
Изменение (продление) сроков строительства допускается также в отношении объектов индустриального парка на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территории населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ, дачных кооперативов (абз. 4 ч. 2 п. 17 Правил № 1450). Согласование изменения (продления) сроков строительства в отношении данных объектов осуществляет администрация парка. Минстройархитектуры утвержден отдельный Регламент, определяющий порядок такого согласования.

 Ранее было не совсем понятно, что относится к исключительным случаям, при наличии которых изменение сроков строительства необходимо было согласовывать. Кроме того, возникал вопрос: могут ли стороны, если проводились закупки, потребовать изменения существенных условий договора по п. 73 и 75 Правил № 1450 без согласования уполномоченных органов в соответствии с п. 17 Правил № 1450? Одни авторы считали, что могут, если эта необходимость возникла по причинам, за которые подрядчик не несет ответственности, и не превышаются нормативные сроки строительства. Другие считали, что нет и изменить сроки можно только по согласованию с уполномоченным органом.

Теперь установлено, что одним из документов, который необходимо приложить для осуществления админпроцедуры, является справка о причине переноса срока ввода объекта строительства, которая должна содержать информацию о причинах переноса срока ввода объекта строительства в соответствии с ч. 1 п. 75 Правил № 1450, например, выявление в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств (абз. 10 п. 2 Регламента о первичном согласовании изменения сроков строительства, абз. 9 п. 2 Регламента о повторном согласовании изменения сроков строительства). Таким образом, к исключительным случаям переноса сроков строительства, которые требуют согласования с исполкомом, относятся именно случаи, перечисленные в ч. 1 п. 75 Правил № 1450. Переносить сроки по другим причинам не допускается.

Однако остается открытым вопрос: обязан ли заказчик согласовывать изменение сроков строительства с исполкомом, если соответствующая инициатива принадлежит подрядчику (например, в связи с нарушением заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации), но заказчик не согласен на продление срока? Какова ответственность сторон за продление сроков строительства без согласования?

Обратите внимание!
Требовать изменения существенных условий договора стройподряда, в том числе сроков строительства, вправе как подрядчик, так и заказчик (абз. 1, 3 п. 73, ч. 1 п. 75 Правил № 1450). Однако согласовывать изменение (продление) сроков строительства с исполкомом должен и может лишь заказчик. Об этом говорит ч. 3 п. 17 Правил № 1450, согласно которой именно заказчик обращается в исполком с заявлением. Кроме того, именно заказчик предоставляет обоснование о необходимости изменения (продления) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства при повторном переносе сроков (абз. 11 п. 2 Регламента о повторном согласовании изменения сроков строительства).

 Помимо изложенного, регламентами:

1. Отменена возможность подавать заявление об изменении (продлении) сроков строительства путем его направления на адрес электронной почты уполномоченного органа (подп. 3.28 п. 3 единого перечня админпроцедур № 156). Теперь такое заявление можно подать (абз. 3 п. 2 Регламента о первичном согласовании изменения сроков строительства, абз. 3 п. 2 Регламента о повторном согласовании изменения сроков строительства):

— в письменной форме;

— в ходе приема заинтересованного лица;

— нарочным (курьером);

— по почте.

Кроме предложения о новом сроке ввода объекта строительства в эксплуатацию в заявлении должны содержаться сведения, предусмотренные в ч. 1 п. 5 ст. 14 Закона об основах админпроцедур.

2. Определен перечень документов, который должен содержать информацию о заказчике, генеральном подрядчике, источниках финансирования, сметной стоимости строительства, проектной мощности объекта, сроках строительства. К таким документам относятся (абз. 4 — 8 п. 2 Регламента о первичном согласовании изменения сроков строительства, абз. 4 — 8 п. 2 Регламента о повторном согласовании изменения сроков строительства):

— копия решения местного исполкома о разрешении строительства;

— копия договора стройподряда (при наличии);

— копия заключения госэкспертизы (при наличии);

— акт установления даты приостановления строительства;

— копия проекта организации строительства.

Что же касается причин переноса срока ввода объекта в эксплуатацию, как уже было отмечено, они должны отражаться в справке и соответствовать ч. 1 п. 75 Правил № 1450 (абз. 10 п. 2 Регламента о первичном согласовании изменения сроков строительства, абз. 9 п. 2 Регламента о повторном согласовании изменения сроков строительства).

Информация об объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на дату обращения, должна содержаться в письме от вышестоящей организации (распорядителя средств) (при наличии) о предоставлении таких средств (абз. 9 п. 2 Регламента о первичном согласовании изменения сроков строительства, абз. 10 п. 2 Регламента о повторном согласовании изменения сроков строительства).

Как и ранее, заказчиком должны быть представлены сведения о перечне мер, принимаемых для активизации работы по завершению строительства — при первичном изменении (продлении) сроков строительства. Ранее данное требование относилось лишь к объектам жилищного строительства (подп. 3.28 п. 3 единого перечня админпроцедур № 156), теперь оно касается и иных объектов, которые финансируются без привлечения средств республиканского бюджета. Однако по данному вопросу абз. 11 п. 2 Регламента о первичном согласовании изменения сроков строительства противоречит абз. 10 ч. 3 п. 17 Правил № 1450. При повторном переносе сроков в отношении объектов жилищного строительства заказчик должен предоставить обоснование о необходимости изменения (продления) сроков строительства (абз. 11 ч. 3 п. 17 Правил № 1450, абз. 11 п. 2 Регламента о повторном согласовании изменения сроков строительства).

Также установлено, что при необходимости исполком вправе дополнительно потребовать документы, предусмотренные в абз. 2 — 7 ч. 1 п. 2 ст. 15 Закона об основах админпроцедур.

Примечание
Ранее к заявлению нужно было приложить документы и сведения об объекте, которые содержат перечисленную выше информацию: о заказчике, генеральном подрядчике, источниках финансирования, сметной стоимости строительства, проектной мощности объекта, сроках строительства и пр. (подп. 3.8 п. 3 единого перечня админпроцедур № 156). Однако конкретного перечня таких документов не было.

По результатам админпроцедуры исполком бесплатно и бессрочно в письменной форме выдает решение, которое при первичном изменении (продлении) сроков можно обжаловать (п. 4 Регламента о первичном согласовании изменения сроков строительства).

 Примечание
Напомним, с 26.08.2021 исключена обязанность заказчиков согласовывать с Минстройархитектуры и Минэкономики изменение (продление) сроков строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета (кроме объектов жилищного строительства).