Указом от 24.04.2020 N 143 «О поддержке экономики» предусмотрен ряд мер, проводимых в целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации.

Ценообразование

В части согласования и регистрации цен на лекарственные средства

 По согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине <*>:

– производители лекарственных средств будут вправе осуществлять реализацию данных средств без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей;

– организации будут вправе формировать оптовые и розничные цены на лекарственные средства без учета зарегистрированных предельных отпускных цен производителей.

Напомним, что на данный момент формирование цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Указом от 11 августа 2005 г. N 366.

Также отметим, что действие Указа от 22 августа 2018 г. N 345 «О регистрации цен на лекарственные средства» временно приостановлено до особого решения Президента Республики Беларусь <*>.

В части регулирования цен на отдельные товары (работы, услуги)

Совмин уполномочен:

– на разработку и утверждение перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются, и определение государственных органов (организаций), осуществляющих данное регулирование <*>. Это не коснется товаров (работ, услуг), указанных в приложении 1 к Указу от 25 февраля 2011 г. N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» <*>;

– определение порядка формирования и применения цен и тарифов, принятие иных мер в области ценообразования, необходимых для стабилизации ценовой ситуации.

Кроме того, Совмин наделен правом определить специальный порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) <*>.

Лицензирование деятельности

В части пересмотра сроков для получения лицензии

Сокращен срок рассмотрения документов, которые представляют субъекты, желающие начать производство дезинфицирующих средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции (далее — дезинфицирующие спиртосодержащие средства), для получения соответствующей лицензии. Теперь и заявления о выдаче заключений территориальных органов госсаннадзора, территориального органа гостехнадзора МЧС, РУП «Белорусский государственный институт метрологии», и заявления о выдаче лицензии (внесении изменений в лицензию) рассматриваются в течение рабочего дня со дня их приема <*>.

Напомним, что отдельно получать лицензию на оптовую торговлю данной продукцией таким организациям не надо <*>.

Обратите внимание!
Вышеуказанные положения распространяются на производство дезинфицирующих средств, содержащих в качестве активно действующего вещества этиловый спирт. Если производство осуществляется на основе изопропилового спирта, то лицензировать такую деятельность не надо <*>.

Данная норма применяется с 26 апреля 2020 г. и действует до особого распоряжения Президента <*>.

В части установления квот

До 31 декабря 2020 г. включительно Указом отменены квоты на производство антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих спиртосодержащих средств при условии их реализации на территории республики <*>.

В части осуществления отдельных видов деятельности без лицензии

С 26 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. субъекты хозяйствования получили право осуществлять оптовую реализацию дезинфицирующих спиртосодержащих средств без получения лицензии на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.

Это будут вправе делать организации, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность (составляющие работы и услуги – оптовая реализация лекарственных средств отечественного и (или) зарубежного производства, оптовая реализация лекарственных средств организациям здравоохранения).

Онлайн-торговля лекарствами

С 26 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. юрлицам разрешено осуществлять розничную торговлю по образцам без (вне) торговых объектов лекарственными средствами. Право осуществлять такую деятельность получили юрлица, которые имеют специальное разрешение (лицензию) на фармацевтическую деятельность в части работ и услуг по розничной реализации лекарственных средств <*>.

Данные юрлица будут вправе через интернет реализовывать лекарственные средства, включенные в перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача, утв. Минздравом <*>.

Обратите внимание!
Доставлять лекарства смогут только определенные организации. Их перечень будет установлен Совмином и доведен до населения <*>.

Пересмотр сроков расчетов 

В части сроков уплаты налогов и арендной платы за землю

Согласно подп. 2.1 Указа N 143 местные органы власти своими решениями праве изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее — налоги), полностью уплачиваемых в местные бюджеты.

На заметку
К местным органам власти относятся областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению — местные исполкомы.

Изменить срок уплаты налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, могут в отношении налогов, которые подлежат уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.

На заметку
Перечень налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, установлен ст. 32, 34 и 36 Бюджетного кодекса.

Установлено, что для изменения срока уплаты применяются следующие формы:

— отсрочка с последующей рассрочкой (далее – отсрочка, рассрочка);

— налоговый кредит.

Кроме того, местным органам власти предоставлено право также изменять срок уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности. Отсрочку, рассрочку и налоговый кредит могут предоставить в отношении арендной платы за землю, подлежащей уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.

Отметим, что для арендной платы за землю термин «налоговый кредит» используется в значении, определенном НК. Налоговый кредит — это перенос установленного законодательством срока уплаты налоговых платежей, приходящихся на период его действия, на более поздний срок <*>.

На отсрочку, рассрочку, налоговый кредит могут рассчитывать:

— организации, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, установленный п. 1 Указа N 143 (далее — перечень);

— ИП, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень.

Кроме того, отсрочку, рассрочку, налоговый кредит вправе получить арендодатели (ссудодатели), которые передали организациям и ИП, а также арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном в подп. 6.1 и 6.2 Указа N 143.

На заметку
К бытовым услугам относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь».
Под недвижимым имуществом понимаются капстроения (здания, сооружения) (в т.ч. права на которые не зарегистрированы в установленном порядке), изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в госсобственности, а также в собственности хозобществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности республики и (или) ее административно-территориальных единиц.

Напомним, что для получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита организации или ИП следует подать соответствующее заявление установленной формы. Порядок его подачи, а также порядок принятия решения об изменении срока уплаты налоговых платежей установлены ч. 2 ст. 48 и ст. 51 НК.

Отсроченные, рассроченные платежи, налоговый кредит уплачиваются ежемесячно с 1 октября по 31 декабря 2020 г. равными долями.

На заметку
Проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом не начисляются. 

Обращаем внимание, обязательным условием действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита является своевременная и полная уплата организациями и ИП в период их получения текущих платежей по налогам и арендной плате за землю. Выполнение данного условия будет контролироваться налоговыми органами.

В случае нарушения установленного условия организации и ИП утрачивают право пользования отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом. А суммы платежей, в отношении которых они получены, будут взыскиваться за весь период пользования. При этом начиная со дня утраты такого права начисляются пени. Порядок их начисления установлен ст. 55 НК.

В части арендной платы и сумм возмещения ссудодателям

Вводятся арендные каникулы (отсрочка по оплате арендной платы) для арендаторов госнедвижимости, осуществляющих виды деятельности согласно перечню, а также оказывающих бытовые услуги населению <*>.

Для ссудополучателей госнедвижимости, осуществляющих виды деятельности согласно перечню, а также оказывающих бытовые услуги населению, предоставляется отсрочка по возмещению ссудодателям расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией этого имущества <*>:

‒ начисленной амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации);

‒ земельного налога или арендной платы за земельный участок;

‒ налога на недвижимость.

Срок действия отсрочки по оплате арендной платы и суммам возмещения ссудодателям: с 1 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. <*>.

Такая отсрочка предоставляется на следующих условиях <*>:

‒ с последующей рассрочкой исполнения обязательств по 31 декабря 2020 г.;

‒ по заявлению арендатора (ссудополучателя) о предоставлении отсрочки. В нем должны быть указаны срок отсрочки (в пределах до 30 сентября 2020 г.), а также сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке;

‒ заключения дополнительного соглашения к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества в течение 3 рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) от арендатора (ссудополучателя) заявления о предоставлении отсрочки.

Арендодателям (ссудодателям) госнедвижимости, предоставившим арендные каникулы (отсрочку по возмещению ссудополучателями расходов), в свою очередь, предоставляются <*>:

‒ отсрочка и рассрочка исполнения обязательств по начислению амортизации (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации) на условиях отсрочки и рассрочки, предоставленных арендатору (ссудополучателю);

‒ местными органами власти отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в порядке, аналогичном предусмотренному в ч. 2‒4 подп. 2.1 п. 2 Указа N 143.

Арендодателям-частникам рекомендовано предоставлять арендаторам отсрочку по уплате арендной платы, а также уменьшать ее размер с учетом объема их выручки <*>.

Обратите внимание!
В целях упрощения расчетов по НДС в вышеперечисленных случаях днем сдачи арендодателем в аренду недвижимости для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2020 г., если день сдачи недвижимости в аренду приходится на период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. <*>.

В части оплаты госимущества, проданного с рассрочкой 

Госорганизации вправе предоставить отсрочку оплаты покупателям, которые приобрели госимущество с рассрочкой его оплаты (далее – отсрочка) <*>.

Обратите внимание!
Получить отсрочку могут только покупатели, которые осуществляют виды деятельности, указанные в перечне, а также оказывают бытовые услуги населению <*>. 

Отсрочка предоставляется по заявлению покупателя на срок по 30 сентября 2020 г. с последующей рассрочкой по 31 декабря 2020 г. Погашение суммы рассрочки покупатель обязан будет производить равными долями ежемесячно. Проценты за пользование рассрочкой не начисляются <*>.

Указ N 143 вступает в силу с 26 апреля 2020 г. При этом действие положений о предоставлении отсрочки распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. <*>.

В части оплаты процентов за пользование отсрочкой и рассрочкой 

Проценты не начисляются за пользование отсрочкой и рассрочкой <*>:

1) по внесению арендной платы за пользование недвижимостью;

2) по возмещению ссудополучателями расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимости:

– начисленной амортизации (исключение: случаи, когда сторонами договора являются бюджетные организации);

– земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость;

— по оплате государственного имущества, проданного с рассрочкой его оплаты.

Указ N 143 вступает в силу с 26 апреля 2020 г. При этом действие положений о предоставлении отсрочки и рассрочки без начисления процентов распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. <*>.

Пересчет задолженности за энергоресурсы

Кроме того, Указом предусмотрены положения о пересчете задолженностей потребителей за энергоресурсы <*>. В частности, дополнен подп. 1.2.2 п. 1 Указа от 22 декабря 2010 г. № 670. Образовавшаяся с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2019 г. задолженность субъектов хозяйствования за потребленные ими природный газ, электрическую и тепловую энергию должна быть зафиксирована в белорусских рублях исходя из курса, установленного Нацбанком на 31 декабря 2019 г. Пересчет этой задолженности в связи с изменением официального курса белорусского рубля в последующем производиться не будет. Корректировки в бухгалтерский и налоговый учет можно внести до 1 июля 2020 г., по необходимости — с уплатой налогов. Начисления пеней и штрафов это не повлечет. Данные нормы позволят уменьшить издержки потребителей белорусской энергосистемы.

Деятельность ИП и физлиц

ИП-«единщики», которые уплатили единый налог в 2020 г., могут с начала любого месяца перейти на другую систему налогообложения: УСН или подоходный налог. При этом нужно соблюдать условия применения таких систем. В частности, для УСН установлены ограничения по некоторых видам деятельности, а также по размеру валовой выручки ИП –  441 000 руб.  <*>.

Для перехода на УСН  необходимо подать в свою налоговую инспекцию уведомление установленной формы и указать в нем дату перехода. Срок для представления такого уведомления – с 1-го по 20-е число месяца, с которого они хотят применять УСН  <*>.

В случае отказа от единого налога и перехода на иной порядок налогообложения ИП должен подать уточненную декларацию по единому налогу за тот квартал 2020 г., в котором осуществлен данный переход <*>.

ИП, которые уплачивают единый налог, но временно не осуществляют предпринимательскую деятельность,  могут зачесть или вернуть сумму налога. Указом N 143 для такого зачета (возврата) увеличен срок продолжительности временного неосуществления деятельности ИП, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта. Зачет (возврат) единого налога теперь также возможен, если указанная деятельность не осуществляется более 30 календарных дней <*>.

Чтобы зачесть или вернуть сумму переплаты по единому налогу, ИП необходимо отразить ее в декларации по единому налогу и заполнить заявление на зачет (возврат) установленной формы <*>.

Физлица, которые уплачивают единый налог без регистрации ИП и временно не осуществляют деятельность, с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. могут также зачесть или вернуть единый налог. Для этого физлицу необходимо подать в налоговую инспекцию письменное уведомление <*>.

Кроме того, местным органам власти рекомендовано в течение двух-трех кварталов 2020 г. уменьшать до 2 раз размер ставок единого налога <*>.

Стоит также отметить, что Указом N 143 в отношении отдельных категорий ИП разрешено проведение проверок в течение 2 лет со дня их госрегистрации. Это касается ИП, которые осуществляют деятельность, связанную с торговлей и общественным питанием <*>.

«Заморожена» базовая арендная величина

Введен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом до 30 сентября 2020 г. <*>.

Данная норма распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. <*>. Это означает, что в период с 1 апреля 2020 г. до 30 сентября 2020 г. размер базовой арендной величины составит 16,90 руб. ‒ столько, сколько она была до увеличения <*>.

Справочно
С 1 апреля 2020 г. базовая арендная величина была увеличена до 17,85 руб. <*>.

Таким образом, расчеты, произведенные исходя из базовой арендной величины, равной 17,85 руб., следует пересчитать, используя величину 16,90 руб. 

Налогообложение 

В части НДС

Для крупных предприятий сокращен срок зачета суммы превышения налоговых вычетов над общей суммой исчисленного НДС. За отчетные периоды с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. такой срок будет составлять 10 дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате образовавшейся разницы. Перечень предприятий, на которые распространяется указанная мера поддержки, в ближайшее время должен определить Совмин <*>.

Обращаем внимание, что в отношении остальных плательщиков срок зачета остался прежним. Он составляет 30 дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой исчисленного НДС (а при наличии у плательщика оборотов по реализации экспортируемых нефтепродуктов в периоде, за который осуществляется возврат, – 10 дней) <*>. 

В части налога на прибыль

В состав внереализационных расходов разрешено включать затраты организаций на проведение санитарно-противоэпидемиологических, в т.ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Минздравом <*>.

Справочно
Под санитарно-противоэпидемическими мероприятиями понимаются организационные, профилактические и иные мероприятия, направленные на устранение или уменьшение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию <*>. 

Что именно будет предусмотрено перечнем Минздрава, покажет время. Полагаем, что при налогообложении прибыли во внереализационных расходах согласно п. 3.52 ст. 175 НК можно будет учесть расходы на профилактику инфекции COVID-19, в частности, расходы на приобретение средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств.

Выбор периода отражения курсовых разниц 2020 года можно пересмотреть. 

Совсем недавно Указом N 504 организациям (за исключением банков <*>) было предоставлено право списывать в налоговом учете курсовые разницы, возникающие в течение года, по выбору плательщика <*>:

— либо в обычном порядке, который предусмотрен НК <*>,

— либо в последнем отчетном квартале соответствующего года.

При этом в учетной политике организации требовалось отразить выбранный порядок налогового учета курсовых разниц <*>.

Указом N 143 предусмотрено, что выбранный организацией в соответствии с Указом N 504 порядок налогового учета курсовых разниц может быть изменен однократно в течение 2020 года путем внесения изменения в ее учетную политику и будет действовать в течение всего налогового периода <*>.

К примеру, если организация в начале 2020 года приняла решение учитывать курсовые разницы в обычном порядке, она вправе пересмотреть этот выбор по Указу N 143 и списать курсовые разницы за весь 2020 год во внереализационные доходы (расходы) в конце этого года. В этом случае в связи с несовпадением периодов признания доходов (расходов) в бухгалтерском и налоговом учетах будут возникать временные разницы. Поэтому в бухучете в течение 2020 года необходимо будет начислять отложенные налоговые обязательства и (или) отложенные налоговые активы <*>.

Указ N 143 вступает в силу после его официального опубликования (т.е. с 26 апреля 2020 г.). Однако действие рассмотренных нормп. 2.5 и 2.6 Указа N 143 распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. <*>.

Таким образом, затраты на проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий можно включать во внереализационные расходы с 1 апреля 2020 г.

Изменения в учетной политике относительно порядка налогового учета курсовых разниц можно сделать с 26 апреля 2020 г.  Поскольку этот порядок будет действовать в течение всего налогового периода, его следует применять к курсовым разницам, возникающим с 1 января по 31 декабря 2020 года.

В части подоходного налога

Предусмотрено, что не признаются объектом обложения подоходным налогом доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, антисептических лекарственных средств и дезинфицирующих средств, питания, получаемых в связи с проведением санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий <*>. Действие рассмотренной нормы Указа N 143 распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. <*>.

Отметим, ранее следовало применять похожую норму НК, которой установлено, что не признаются объектом обложения доходы в размере стоимости средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств <*>.

Продлен срок представления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу за 2019 г. 

Так, физлица, получившие в 2019 г. доходы, указанные в п. 1 ст. 219 НК, должны были представить в налоговый орган налоговую декларацию по подоходному налогу с физических лиц за 2019 г. не позднее 31 марта 2020 г.<*>. Однако у ряда граждан (например, находящихся на самоизоляции или вынуждено пребывающих за пределами Беларуси) не было возможности сделать это в установленный срок.

Указом N 143 предусмотрен перенос срока. Представить декларацию следует не позднее 30 апреля 2020 г. <*>. Данная норма также распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г. <*>.

В части  ресурсных  платежей

Установлено право местным органам власти уменьшить налог на недвижимость и земельный налог

Местные органы власти вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и земельного налога, которые подлежат уплате по срокам, приходящимся на упомянутые кварталы <*>.

Напомним, что по НК на 2020 год местные Советы депутатов своими решениями вправе увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков не более чем в два раза <*>.

Установлено право местным исполкомам и администрациям СЭЗ уменьшить размер арендной платы за землю

Местные исполкомы вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении отдельным категориям арендаторов суммы арендной платы за землю, которая подлежит уплате по срокам, приходящимся на указанные кварталы.

Аналогичное право установлено для администраций СЭЗ. Они вправе в течение II и III кварталов 2020 года принимать решения об уменьшении размера арендной платы за землю, которая подлежит уплате в сроки, приходящиеся на данные кварталы. Право об уменьшении размера арендной платы распространяется на земельные участки, расположенные в границах СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков и предоставленные отдельным категориям резидентов этих СЭЗ и парков.

На заметку
Арендная плата за землю в уменьшенном размере на основании соответствующего решения местного исполкома или администрации СЭЗ уплачивается арендаторами независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка.

Трудовые отношения 

Нанимателям предоставлено право <*>:

1) изменять существенные условия труда (СУТ) работника:

— в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя;

— с обязательным письменным предупреждением работника об изменении СУТ не позднее чем за один календарный день.

Исключение предусмотрено только для уменьшения размеров оплаты труда. Эти СУТ, как и ранее, наниматель вправе изменить только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. При этом предупредить работника об уменьшении размеров оплаты труда наниматель должен не позднее чем за месяц <*>.

Справочно
Изменением СУТ признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК <*>.

Напомним, что в случае отказа работника от продолжения работы с изменившимися СУТ трудовой договор (контракт) с ним прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК с выплатой выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка (не менее одного среднемесячного заработка, если отказ обусловлен установлением неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени) <*>;

2) производить временный перевод на другую работу, в т.ч. в другое структурное подразделение, к другому нанимателю (в той же местности) в связи с производственной необходимостью, вызванной неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, а также для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до трех месяцев. По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен.

Отметим, что наниматель вправе перевести работника на работу, не обусловленную трудовым договором (контрактом). То есть по другой квалификации (в т.ч. более низкой), должности, профессии. Допускается перевод даже на неквалифицированную работу <*>. Вместе с тем перевести на работу, противопоказанную работнику по состоянию здоровья, нельзя <*>.

Справочно
Временный перевод в связи с производственной необходимостью оформляется приказом (распоряжением) о временном переводе. В приказе (распоряжении) необходимо указать причины и срок временного перевода, работу, на которую переводится работник, а также условия оплаты труда. Вносить изменения в действующий трудовой договор (контракт), трудовую книжку не нужно. По окончании срока временного перевода наниматель обязан предоставить работнику прежнюю работу. Приказ (распоряжение) при этом издавать не требуется. 

Если производственная необходимость будет обусловлена иными причинами, например, производственной аварией и необходимостью устранения ее последствий, то временный перевод без согласия работника производится, как и ранее, на срок до одного месяца <*>.

Напомним, оплата труда при временном переводе в связи с производственной необходимостью производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе <*>.

Обратите внимание!
Временный перевод в связи с производственной необходимостью в другую местность допускается только с согласия работника <*>.

Применять указанные меры наниматели могут с 26.04.2020 и до особого решения Президента Республики Беларусь <*>.

Пособие по уходу за «контактными» детьми 

Лицам, которые фактически осуществляют уход за ребенком в возрасте до 10 лет, посещающим учреждение дошкольного или общего среднего образования, предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности, если этот ребенок относится:

– к контактам первого уровня;

– второго уровня при наличии одного или нескольких респираторных симптомов.

Пособие будет назначаться так же, как при уходе  за больным  ребенком  в возрасте  до 14 лет  (ребенком-инвалидом  в возрасте до 18 лет). В общем случае размер этого пособия составляет 100% среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности <*>.

Напомним, что при нахождении ребенка в амбулаторных условиях такое пособие назначается не ранее дня, с которого лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, необходимо освобождение от работы или от иной деятельности, и не более чем на 14 календарных дней по одному случаю заболевания (травмы) <*>.

Поскольку основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности  является листок нетрудоспособности, в случае осуществления гражданином ухода за ребенком, который подлежит самоизоляции, будут выдавать не справки по временной нетрудоспособности, а листки нетрудоспособности.

Данная мера действует со дня вступления в силу Указа N 143 (с 26 апреля 2020 г.) и до особого решения Президента Республики Беларусь <*>.

Судебная практика

Институт субсидиарной ответственности в банкротстве стал еще более либеральным. Напомним, что первым этапом этой реформы является Декрет о развитии предпринимательства (далее – Декрет N 7). Согласно ему соответствующее лицо (собственник имущества, участник, руководитель должника-банкрота и пр.) несет субсидиарную ответственность только при наличии с его стороны виновных умышленных действий <*>. Данная норма не имела обратной силы, поэтому дела, решения по которым приняты до 26 февраля 2018 г., уже не пересматривались.

Указ N 143 внес существенное изменение в текущую практику, установив, что данное правило о субсидиарной ответственности распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу Декрета N 7 <*>. Судебные постановления, принятые по 25 февраля 2018 г. включительно, могут быть пересмотрены тем же судом по вновь открывшимся обстоятельствам <*>. Это касается постановлений, которые еще не были исполнены на 26 апреля 2020 г., т.е. на день вступления в силу Указа N 143 <*>. Если постановление суда исполнено частично, дело может быть пересмотрено в неисполненной части <*>.

Проведение проверок

Предоставлено право проводить проверки организаций (юрлиц, ИП) осуществляющих деятельность, связанную с торговлей и общественным питанием, с момента госрегисрации (присвоения учетного номера плательщика) которых не прошло 2 лет <*>. На данный момент в отношении таких организаций, за исключением установленных случаев, действует запрет на проведение проверок <*>.

Также разрешено проведение внеплановых проверок <*>:

— по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе – Министром антимонопольного регулирования и торговли;

— законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Министром здравоохранения;

— законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза – Председателем Государственного комитета по стандартизации.

Обратите внимание!
Министрам здравоохранения, антимонопольного регулирования и торговли, а также Председателю Государственного комитета по стандартизации предоставлено право приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до устранения нарушений (но не более чем на 90 дней) в случае установления по результатам проверки нарушений законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции соответствующего ведомства <*>.

Государственные закупки

Указ N 143 предусматривает в том числе меры касающиеся минимизации рисков при заключении, исполнении и расторжения договоров, заключенных по результатам процедур госзакупок.

На период с 26 апреля 2020 г. и до особого решения Президента Республики Беларусь предусмотрены исключения в части <*>:

‒ закупки товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности из одного источника вследствие расторжения договоров госзакупки;

‒ оснований включения в поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (далее ‒ список);

‒ установления специального порядка проведения госзакупок.

Как закупить товары (работы, услуги) ежедневной потребности, если договор госзакупки расторгнут

Указ N 143 предусматривает возможность закупки товаров (работ, услуг) ежедневной (еженедельной) потребности с применением процедуры закупки из одного источника, в том числе в случае расторжения договора госзакупки <*>.

При этом необходимо соблюдение следующих условий одновременно:

‒договор госзакупки был расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

‒ закупаемые товары (работы, услуги) входят в перечень товаров(работ, услуг), в государственных закупках которых имеется ежедневная и (или) еженедельная потребность (приложение 4 к постановлению Совмина N 395 (далее ‒перечень)).

‒ товары (работы, услуги) закупаются в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение 2 месяцев.

Справочно
По общему правилу товары (работы, услуги) ежедневной (еженедельной потребности), включенные в перечень, разрешено закупать с применением процедуры закупки из одного источника при соблюдении одновременноследующих условий <*>:
‒ госзакупка осуществляется в течение первого месяца года;
товары (работы, услуги) закупаются на период до подведения итогов процедур госзакупок и вступления в силу договора;
объем госзакупки не должен превышать количество товаров (работ, услуг), необходимое для обеспечения потребности заказчика в течение срока осуществления госзакупки, но не более чем на два месяца.

Кого не включат в список

Заказчик обязан направить сведения о расторжении договора госзакупки в МАРТ для включения недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) в список, если договор госзакупки расторгается в связи с его неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) <*>. Порядок направления такой информации предусмотрен Инструкцией МАРТ N 92.

Указ N 143 предусматривает исключение из данного правила. Так, включение в Список не производится в случае, если договор госзакупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением по следующим основаниям <*>:

1) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы <*>.

Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует:

‒ либо БелТПП в установленном ею порядке;

‒ либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель).

Справочно
В письме от 21 апреля 2020 г. N 14-01-06/1417 К МАРТ обращает внимание, что конкретный перечень обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, в законодательстве отсутствует. Одновременно представителями БелТПП, в компетенцию которой входит засвидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) в отношении конкретных договоров (внешнеэкономического или заключенного между белорусскими предприятиями), отмечено, что «коронавирус или возникшие в его связи эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие после заключения конкретных договоров. К обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены как природные стихийные явления (наводнения, ураганы, пожары и т.д.), так и явления общественной жизни (войны, забастовки и т.д.).»;

2) в связи с изменением курса валют  <*> более чем на 20%по отношению к курсу, действовавшему на дату <*>:

‒ заключения договора ‒ при проведении процедуры закупки из одного источника;

‒ проведения торгов ‒ при проведении электронного аукциона;

‒ подачи предложения участником-победителем ‒ при проведении иных видов процедур, например конкурса, запроса ценовых предложений.

В данном случае при расторжении договора госзакупки поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан обосновать влияние изменения курса валют <*> на возможность исполнения им данного договора <*>.

Совмин может установить специальный порядок госзакупок

Указом N 143 предусмотрена необходимость проведения госзакупки с применением специального порядка, если такой порядок будет установлен Совмином <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также

МНС разъяснило порядок применения Указа N 143