В целях стабильного функционирования экономики в условиях введения иностранными государствами ограничительных мер в отношении Республики Беларусь опубликован Указ от 14.03.2022 N 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Документом предусмотрен комплекс мер, которые предусматривают оказание поддержки реальному сектору экономики, реализацию ответных мер на недружественные действия зарубежных стран, иные мероприятия для обеспечения внутренней устойчивости экономики.

1. Меры по поддержке субъектов хозяйствования

1.1. Хозяйственная деятельность

Резиденты ПВТ. Совмин сможет корректировать размер отчислений резидентов ПВТ. Резиденты ПВТ обязаны производить отчисления администрации ПВТ в рамках осуществления своей деятельности.

На сегодня размер отчислений составляет 1% и рассчитывается от выручки (дохода), полученной (-ого) за предшествующий квартал. Причем для этих целей используется выручка (доход) от деятельности (абз. 3 п. 17 Положения о ПВТ):

— указанной в п. 3 Положения о ПВТ;

— поименованной в абз. 4 — 6 п. 19 Положения о ПВТ;

— предполагающей отчуждение цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги.

С 14 марта 2022 года Совмину предоставлено право в течение 2022 года изменять (как уменьшать, так и увеличивать) размер таких отчислений (абз. 13 подп. 2.10 п. 2, п. 18 Указа N 93). При этом корректировать базу для их исчисления названный госорган не может.

Производители. Минфин может рассрочить оплату за драгоценные металлы и камни, приобретенные для производственных нужд. Речь идет о ценностях, отпущенных резидентам Беларуси в 2020 году из Госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней.

По общему правилу Минфин вправе при отпуске и (или) продаже резидентам Беларуси ценностей для производственных нужд предоставлять отсрочку их оплаты до года с начислением процентов в размере 1/2 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на дату отпуска и (или) продажи (оплаты) этих ценностей (абз. 2 ч. 9 п. 6 Положения о Госфонде).

С 14 марта 2022 года Минфин дополнительно к отсрочке вправе предоставлять рассрочку платы за названные ценности сроком до двух лет (подп. 2.12 п. 2, п. 18 Указа N 93).

Экспортеры. С 14 марта 2022 года банки могут принимать меры по поддержке экспортеров, а Совмину дано право изменять условия валютных договоров.

Арендодатели и арендаторы. В отношении базовой арендной величины Указом N 93 установлено, что в 2022 году Совмин вправе принимать решения об установлении размера базовой арендной величины без учета требований подп. 2.1 п. 2 Указа от 29 марта 2012 года N 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (абз. 25 подп. 2.10 п. 2 Указа N 93).

Напомним, что размер базовой арендной величины ежегодно устанавливается Совмином на 1 апреля с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему (подп. 2.1 п. 2 Указа N 150).

С 1 апреля 2020 года базовая арендная величина была повышена с 16,90 руб. до 17,85 руб. (п. 1, 3 постановления Совмина N 162). В то же время был введен, а в 2021 году продлен мораторий на увеличение базовой арендной величины (п. 10 Указа N 143, п. 1.6 Указа N 512).

Таким образом, с учетом введенного моратория и последующего его продления базовая арендная величина остается на уровне 16,90 руб. с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2022 года.

Учитывая предоставленные Указом N 93 полномочия Совмину и складывающиеся экономические условия, полагаем, что в ближайшее время стоит ожидать постановление Совмина о размере базовой арендной величины, который будет установлен с 1 апреля 2022 года без учета изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему.

1.2. Бухучет и налогообложение

До 31 декабря 2025 года продлен период, в течение которого организации могут воспользоваться правом отсроченного отражения курсовых разниц в доходах и расходах организации и учета их при налогообложении в соответствии с Указом N 159.

НДС и акцизы. С 14.03.2022 от НДС освобождены обороты по реализации произведенных в Республике Беларусь (п. 6, 18 Указа N 93):

— продукции в виде мерных слитков из драгоценных металлов, изготовленных в соответствии с ТУ;

— драгоценных камней (бриллиантов), не закрепленных в ювелирных и других бытовых изделиях, в ограненном виде в специальной упаковке. Применение льготы возможно при наличии сертификата (аттестата) или другого документа, выданного отечественным производителем бриллиантов, удостоверяющего их характеристики.

Обратите внимание!
При изменении порядка исчисления НДС (в т.ч. порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок применяется в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления налога (абз. 2 п. 6 ст. 128 НК).

Отметим, что в отношении мерных слитков и драгоценных камней определенные преференции уже предусмотрены НК. Так, например, от НДС освобождены обороты по реализации на территории Беларуси драгоценных металлов и драгоценных камней, а также выполненных работ (оказанных услуг) при:

— реализации произведенных отечественными алмазообрабатывающими организациями бриллиантов, не закрепленных в ювелирных и других бытовых изделиях, при наличии сертификата (аттестата) на каждый камень, выданного в соответствии с законодательством (подп. 1.17.2 ст. 118 НК);

— реализации организациями банкам, между банками, банками организациям и физическим лицам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, а также бриллиантов, имеющих выданный Национальным банком аттестат качества на бриллиант (подп. 1.17.5 и 1.17.6 ст. 118 НК).

Также в 2022 году Совмину (его Президиуму) разрешено определять особенности уплаты НДС и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов между отечественными организациями с последующей их реализацией за пределы страны. Принятие таких решений оформляется в виде постановлений Совмина (абз. 5 подп. 2.10 Указа N 93).

Налог на доходы. В 2022 году Совмин (его Президиум) уполномочен:

1. Изменять ставки налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, при возникновении обязательств по уплате налога на доходы в отношении иностранных организаций, местом нахождения которых является государство, включенное в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц по следующим доходам:

— от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, в том числе:

по кредитам, займам;

по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта);

от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь;

— в виде роялти;

— дивидендам и приравненных к ним доходам;

— от отчуждения:

недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;

предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является иностранная организация;

ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения, за исключением доходов от отчуждения ценных бумаг по сделкам, совершаемым на фондовых биржах, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не входящих в перечень оффшорных зон, утвержденный Президентом Республики Беларусь;

долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части, включая доходы, возникающие при выходе (исключении) из такой организации.

2. Приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Беларусь с государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.

Примечание
В общем случае положения международных договоров Республика Беларусь признает приоритетными, если национальным законодательством не установлены более льготные условия налогообложения (ст. 8 Конституции Республики Беларусь, п. 1 ст. 5 НК).

Сборы и пошлины. В 2022 году Совмину (его Президиуму) разрешено изменять ставки:

— консульского сбора в отношении административных процедур по легализация документов и проставлении апостиля;

— государственной пошлины в отношении административных процедур по выдаче (обмену), удостоверению документов, необходимых для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, выдаче (обмену) или продлению срока действия документов, связанных с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, рассмотрению вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, выдаче (обмену) биометрических документов, оформлению выезда для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, а также по проставлению апостиля на официальном документе, составленном на территории Республики Беларусь.

Изменение срока уплаты налоговых платежей и пеней. Совмину (его Президиуму) установлено право в 2022 году принимать решения (в виде постановлений Совмина) об изменении (в том числе в индивидуальном порядке) установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет (далее — налоговые платежи) и пеней. Предусматриваются следующие формы изменения срока уплаты налоговых платежей и пеней (абз. 19 подп. 2.10 Указа N 93):

— отсрочка с единовременной уплатой налоговых платежей и пеней (далее — отсрочка);

— рассрочка с поэтапной уплатой налоговых платежей и пеней (далее — рассрочка);

— налоговый кредит с единовременной или поэтапной уплатой налоговых платежей в период его действия (далее — налоговый кредит).

Отметим, основания для получения, а также порядок получения отсрочки, рассрочки и налогового кредита, условия пользования ими установлены налоговым законодательством.

В частности, отсрочка, рассрочка предоставляются организации или ИП на сумму задолженности по налоговым платежам, пеням на срок не более одного года каждая при наличии одного из следующих оснований (п. 1 ст. 49 НК):

— угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налоговым платежам, пеням;

— задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного госзаказа;

— причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Налоговый кредит — это перенос установленного законодательством срока уплаты налоговых платежей, которые приходятся на период действия налогового кредита, на более поздний срок. Он предоставляется на срок от одного года до трех лет при угрозе экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налоговых платежей (п. 1 и 3 ст. 50 НК).

Для хозобществ, в отношении которых предусмотрена обязательная уплата части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, предполагается возможность изменения периода таких выплат. Срок уплаты части прибыли (дохода) может быть изменен, если Совмином будет принято соответствующее решение. Такая мера предполагает отсрочку платежа, но для выборочных организаций — в зависимости от специфики организации и наличия сложностей в их деятельности.

Эта мера распространяется на хозобщества, общее собрание которых приняло решение о выплате дивидендов по итогам года, по результатам работы за 2021 год (подп. 2.10 п. 2 Указа N 93).

2. Ответные меры на недружественные действия зарубежных государств

Совмин в 2022 году вправе (абз. 7, 8 подп. 2.10 Указа N 93):

1) вводить сбор за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа (ссуды), иных аналогичных договоров, а также договоров аренды (финансовой аренды (лизинга)). Это возможно при условии, что досрочное расторжение договора инициировано лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юрлиц и (или) физлиц.

Примечание
Под лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются (подстрочное примечание к абз. 7 п. 2.10 Указа N 93):
— иностранные лица, которые связаны с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юрлиц и (или) физлиц (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хоздеятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства);
— лица, которые находятся под контролем вышеуказанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хоздеятельности.

Перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юрлиц и (или) физлиц, определит Совмин (п. 14.2 Указа N 93);

2) вводить и устанавливать размеры законной неустойки за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа, безвозмездного пользования (ссуды), договоров аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга). Эта мера может быть применена, если досрочное расторжение договора инициировано лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.

Кроме того, Совмин вправе разрешать Минфину, банкам-агентам и иным юрлицам осуществлять исполнение обязательств по внешним государственным займам, государственным ценным бумагам, размещенным на внешних финансовых рынках, в белорусских рублях. Такое решение возможно, если в совокупности:

— в отношении Беларуси приняты недружественные меры со стороны иностранных кредиторов, связанные с введением ограничительных мер, в том числе по проектам, реализуемым на территории Беларуси с привлечением средств внешних государственных займов;

— меры сопровождаются приостановкой финансирования и реализации проекта и (или) отсутствием технической возможности проведения расчетов в валюте.

Обязательства, исполненные в белорусских рублях, в таком случае признаются исполненными надлежащим образом (подп. 2.11 Указа N 93).

3. Иные меры

3.1. Сокращение бюджетных расходов

Совмину и облисполкомам (Минскому горисполкому) поручено принять меры по оптимизации и сокращению расходов республиканского бюджета и консолидированных бюджетов областей, бюджета г. Минска соответственно. При этом прежде всего уменьшению подлежат расходы на непервоочередные капитальные вложения. К ним относятся расходы на приобретение основных средств, капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт (абз. 3 подп. 14.3, п. 15 Указа N 93).

3.2. Предотвращение вывода капитала

С 14.03.2022 участники/акционеры юрлиц, являющиеся резидентами иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, не могут продавать доли в уставных фондах юрлиц (подп. 2.13. п. 2 Указа N 93). Такая сделка либо не будет проведена, либо будет облагаться дополнительным налогом.

3.3. Инвестиционная деятельность

Совмин наделен правом в 2022 году принимать решения (абз. 23, 27 подп. 2.10 Указа N 93):

— об уточнении объемов государственных капитальных вложений, а также перечней строек и объектов, в том числе в части включения в них новых объектов, в пределах общего объема финансирования, установленного Указом от 26 января 2022 года N 18 «Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2022 год»;

— о продлении до 3 лет сроков и условий реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются в соответствии с решениями Президента.

Обозначенные решения могут быть оформлены только в виде постановлений Совмина.

Предоставлено право выдавать кредитные ресурсы банков для финансирования текущего ремонта, строительства и реконструкции, а также капитального ремонта автомобильных дорог. Такие кредиты будут погашаться за счет средств республиканского дорожного фонда и (или) средств областных бюджетов (бюджета г. Минска). Объемы и условия их предоставления и погашения будут определяться постановлениями Совмина (подп. 2.9 п. 2 Указа N 93).

3.4. Новый порядок подготовки проектов НПА в сфере экономики

Указ N 93 установил, что подготовка проектов важнейших правовых актов в сфере экономики, принятие (издание) которых не терпит отлагательств, а также их направление Президенту Республики Беларусь могут осуществляться без учета требований к подготовке проектов правовых актов, предусмотренных законодательными актами. Такое решение будут принимать Премьер-министр Республики Беларусь, его Первый заместитель (п. 17 Указа N 93).

При этом Указ N 93 не содержит определения понятия «проекты важнейших правовых актов в сфере экономики, принятие (издание) которых не терпит отлагательств» (далее — проекты важнейших НПА в сфере экономики). Указ N 93 также не определяет порядок и форму принятия решения (устное или письменное) вышеназванными должностными лицами.

Указ N 93 предоставляет право госорганам по решению Премьер-министра Республики Беларусь, его Первого заместителя готовить проекты важнейших НПА в сфере экономики, не соблюдая процедуры подготовки НПА, которые установлены исключительно в законодательных актах. К числу таких актов относятся Закон N 130-З (ст. 33 и ст. 42 Закона N 130-З), иные законодательные акты (например, Указ N 415).

Подготовка проектов НПА представляет собой одну из стадий нормотворческого процесса (абз. 4 п. 1 ст. 36 Закона N 130-З). Помимо подготовки проекта НПА как таковой, она включает также проведение согласования проекта НПА и его экспертизы (абз. 4 п. 1 ст. 36 Закона N 130-З). Таким образом, госорганы по решению Премьер-министра Республики Беларусь, его Первого заместителя при подготовке проектов важнейших НПА в сфере экономики вправе не проводить их обязательную юридическую экспертизу (подп. 1.3-2 подп. 1.3. п. 1 Указа N 711, п. 1 ст. 47 Закона N 130-З), а также криминологическую экспертизу (ст. 49 Закона N 130-З, Указ N 244).

По сути, п. 17 Указа N 93 отменяет даже общий срок подготовки срочных проектов НПА, который не должен превышать 10 рабочих дней (подп. 2.3 п. 2 Указа N 415). Напомним, в этот срок был включен срок согласования и проведения обязательной юридической экспертизы и иных экспертиз (подп. 2.3 п. 2 Указа N 415).

Фактически в настоящее время в стране действует три порядка подготовки проектов НПА: общий, предусмотренный Законом N 130-З (ст. 33 и ст. 42 Закона N 130-З), ускоренный, установленный Указом N 415 (подп. 2.2. п. 2 Указа N 415) и максимально быстрый и простой, предусмотренный Указом N 93 (п. 17 Указа N 93).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex