Татьяна Николаевна Кушнер,
экономист

Указ N 9 изложил в новой редакции Указ N 243 <*>. Новое название Указа N 243 — «О маркировке товаров». Указ N 9 и, соответственно, Указ N 243 в новой редакции вступают в силу через шесть месяцев после официального опубликования — с 08.07.2021, за исключением отдельных положений. Такой продолжительный срок вступления в силу Указа N 9 предоставлен субъектам хозяйствования в целях изучения нового механизма маркировки — маркировки товаров средствами идентификации.

Кроме этого, Указом N 9 уточнена сфера жизнедеятельности населения, относящаяся к компетенции налоговых органов в части рассмотрения обращений по существу, а также сферы контрольной деятельности Нацбанка и налоговых органов <*>.

Остановимся подробней на изменениях в сфере маркировки товаров.

Необходимость подготовки Указа N 243 в новой редакции была вызвана необходимостью приведения национального законодательства в соответствие с международным <*>, перехода к цифровизации маркировки товаров, а также в целях совершенствования действующего механизма.

На территории Республики Беларусь:

— определен компетентный (уполномоченный) орган в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Им будет являться МНС <*>;

Справочно
К функциям компетентного (уполномоченного) органа, в том числе с учетом абз. 3 ст. 1 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, относится обеспечение контроля за соблюдением законодательства о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками (УКЗ), средствами идентификации (СИ), функционирования системы маркировки, координация деятельности других государственных органов по этим вопросам и разъяснение вопросов маркировки товаров УКЗ и (или) СИ.

— создана государственная информационная система маркировки товаров унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее — система маркировки), являющаяся национальным компонентом информационной системы маркировки товаров, предусмотренной Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС <*>. Все работы по развитию, сопровождению и технической поддержке в процессе эксплуатации системы маркировки будут выполняться ее владельцем за счет собственных средств <*>;

— определен оператор и владелец системы маркировки товаров, осуществляющий сбор, передачу, прием, обработку, учет, контроль, хранение, получение и накопление сведений в ней — РУП «Издательство «Белбланкавыд» (далее — оператор системы маркировки) <*>.

Справочно
В системе маркировки будет аккумулироваться информация об обороте товаров, подлежащих маркировке как в Республике Беларусь, так и в государствах — членах ЕАЭС, а также об УКЗ и СИ.
Из системы маркировки посредством общедоступных информационных сервисов будет предоставляться информация субъектам хозяйствования, контролирующим (надзорным) органам, а также потребителям.
Посредством системы маркировки будет обеспечиваться информационное взаимодействие с интегрированной информационной системой ЕАЭС и другими государствами — членами ЕАЭС при трансграничной торговле маркированными СИ товарами в случаях, когда маркировка таких товаров будет введена на территории всех государств — членов ЕАЭС, а также на территории нескольких государств — членов ЕАЭС.

Как и ранее, перечни маркируемых товаров определяет Совмин <*>. Названия же перечней изменились:

— перечень товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками (далее — перечень УКЗ), пришел на смену перечню товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров». В данном случае произошло переименование контрольных (идентификационных) знаков на унифицированные контрольные знаки. Подходы к маркировке товаров существенных изменений не претерпели;

Справочно
В настоящее время в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров», включено более 20 товарных позиций.
Маркировка каждой товарной позиции осуществляется контрольными (идентификационными) знаками с указанием на них соответствующего сокращенного наименования. Кроме того, в пределах каждой товарной позиции контрольные (идентификационные) знаки дополнительно подразделяются на виды в зависимости от места происхождения товара (Республика Беларусь либо импорт) и его номинала.
Широкий ассортимент контрольных (идентификационных) знаков, а также различные объемы их выпуска в зависимости от товарных групп и номиналов существенно удорожают стоимость их изготовления. Кроме того, такой ассортимент контрольных (идентификационных) знаков усложняет их использование и учет субъектами хозяйствования.
Стоимость контрольных (идентификационных) знаков в зависимости от товарной группы и номинала варьируется в пределах от 1 копейки до 2 рублей, что не редко вызывало определенные вопросы у субъектов хозяйствования.
Предположительно для решения данных вопросов Указом N 243 в новой редакции вводятся в обращение УКЗ вместо контрольных (идентификационных) знаков. За счет сокращения ассортимента и увеличения тиражей унификация контрольных (идентификационных) знаков путем перехода к использованию УКЗ позволит сократить производственные затраты и, соответственно, снизить себестоимость их изготовления.

— перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее — перечень СИ), пришел на смену перечню товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров». В соответствии с данным перечнем подлежат маркировке предметы одежды из натурального меха, подходы к маркировке которых не изменились. Новшества Указа N 243 в новой редакции затрагивают маркировку новых товаров, которые будут включены в перечень СИ.

Справочно
На территории ЕАЭС помимо введения маркировки предметов одежды из натурального меха принято еще пять решений Совета ЕЭК, предусматривающих маркировку товаров средствами идентификации:
— решение N 72 (вступило в силу 12.09.2019), согласно которому запрет на оборот немаркированных обувных товаров, классифицируемых кодами 6401 — 6405 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.03.2020;
— решение N 127 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных товаров легкой промышленности, классифицируемых кодами 4203 10 000, 6106, 6201, 6202, 6302 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.01.2021;
— решение N 128 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных духов и туалетных вод, классифицируемых кодом 3303 00 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.10.2020;
— решение N 129 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных шин и покрышек пневматических резиновых новых, классифицируемых кодами 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1, 4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.12.2020;
— решение N 130 (вступило в силу 12.06.2020), согласно которому запрет на оборот немаркированных фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, классифицируемых кодами 9006 30 000 0, 9006 40 000 0, 9006 51 000 0, 9006 52 000 1, 9006 52 000 9, 9006 53 100 0, 9006 53 800 1, 9006 53 800 8, 9006 59 000 1, 9006 59 000 8, 9006 61 000 0, 9006 69 000 1, 9006 69 000 9 единой ТН ВЭД ЕАЭС, может быть введен государством — членом ЕАЭС не ранее 01.10.2020.
Кроме того, на территории ЕАЭС активно обсуждается вопрос введения маркировки молочной продукции.
Таким образом, при утверждении Совмином перечня СИ существует вероятность включения в него вышеперечисленных товарных групп.

На заметку!
СИ представляет собой уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме, представленную в виде штрихового кода, или записанную на радиочастотную метку, или представленную с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации, предназначенную для идентификации экземпляров товаров. К СИ относится в том числе уникальный серийный номер чипа RFID-метки, записываемый его производителем, и (или) идентификатор контрольного (идентификационного) знака, записанный на RFID-метку, представленный в виде линейного или двухмерного штрихового кода
<*>.
Для формирования СИ используется код маркировки (КМ), генерируемый оператором системы маркировки, представляющий собой уникальную последовательность символов <*>.
Иными словами, КМ — цифровое представление символов, СИ — визуализированное представление символов, которое можно прочитать с использованием считывателей.

Кроме перечней, на Совмин (или уполномоченные им органы) возложены обязанности по определению <*>:

— порядка и сроков маркировки товаров УКЗ или СИ, в том числе порядка их нанесения на товары;

— порядка маркировки остатков товаров, возникающих на дату включения этих товаров в перечни УКЗ или СИ, при установлении такой необходимости;

Справочно
В отличие от ранее действующей нормы об обязательности маркировки остатков товаров при введении маркировки новой товарной группы сейчас такую необходимость будет определять Совмин.

— состава обязательной информации;

— дополнительных операций (этапов оборота товаров), при осуществлении которых у субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров, подлежащих маркировке, возникает обязанность по передаче сведений о них и дополнительных операциях (этапах оборота товаров) в систему маркировки и (или) иные информационные системы.

Справочно
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 5 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, полномочия по установлению дополнительных этапов оборота делегированы Совету Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

— порядка передачи информации в систему маркировки из иных функционирующих в Республике Беларусь информационных систем при установлении такой необходимости;

— состава информации, передача которой предусмотрена в ч. 1 подп. 3.1, ч. 1 подп. 3.2, абз. 1 подп. 3.3, ч. 1 подп. 3.4 п. 3, п. 4 и 5, ч. 1 п. 6, ч. 1 п. 7 Положения о системе маркировки;

ВАЖНО!!!
Указом N 243 в новой редакции отменяются отчеты об использовании контрольных (идентификационных) знаков и об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными (идентификационными) знаками. Вместо них на субъектов хозяйствования возлагается обязанность по представлению информации в систему маркировки. Сроки представления такой информации аналогичны срокам, установленным сейчас для представления отчетов.

— функциональных требований к системе маркировки;

— перечня уполномоченных складов, а также требований, предъявляемых к ним и их владельцам;

Справочно
В настоящее время перечень таких складов установлен постановлением N 17. Новацией Указа N 243 в новой редакции является необходимость законодательного закрепления требований, предъявляемых к уполномоченным складам, в том числе критериев их включения в перечень уполномоченных складов и исключения из него.
Использование уполномоченных складов возможно в отношении всех товаров, маркируемых УКЗ, а также СИ, в случаях, когда такая маркировка будет введена только в Республике Беларусь. В отношении товаров, подлежащих маркировке СИ на территории ЕАЭС, использование таких складов для хранения и маркировки товаров СИ невозможно, так как в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС трансграничная торговля должна осуществляться уже промаркированными СИ товарами с передачей импортером товаров сведений в национальный компонент информационной системы маркировки о СИ, которыми промаркированы товары.

— стоимости УКЗ, КМ, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты;

— порядка оборота УКЗ;

— порядка оборота КМ, СИ, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты, характеристик СИ;

— порядка хранения, транспортировки и реализации товаров, подлежащих маркировке УКЗ или СИ.

Указ N 243 и ранее претерпевал много существенных изменений, его редакция с течением времени стала сложной для восприятия. С целью устранения сложившейся ситуации в Указе N 243 общие подходы к маркировке изложены по тексту документа, а особенности маркировки товаров УКЗ и СИ изложены в следующих Положениях к нему:

— Положение об УКЗ;

— Положение о СИ.

Субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать маркировку товаров, включенных в перечни УКЗ и СИ, и их оборот в порядке, установленном Положением об УКЗ и Положением о СИ соответственно <*>.

Как и ранее, на территории Республики Беларусь запрещается оборот товаров без нанесенных на товары или их упаковку УКЗ или СИ либо с нанесенными УКЗ или СИ в нарушение установленного Совмином или уполномоченным им органом порядка. Новшеством является то, что товар будет признаваться не маркированным в случае, если в системе маркировки будут отсутствовать сведения о товарах с нанесенными на них или их упаковку УКЗ или СИ и нанесенных на товары УКЗ или СИ, несоответствии данных сведений сведениям, содержащимся в системе маркировки <*>. Ранее такое требование предъявлялось только к предметам одежды из натурального меха. Сейчас это требование будет относиться ко всем товарам, подлежащим маркировке УКЗ или СИ.

Случаи нераспространения требований о маркировке товаров УКЗ и СИ перенесены в приложение 1 «Перечень товаров без унифицированных контрольных знаков либо с нанесенными на них унифицированными контрольными знаками, на которые не распространяется запрет оборота на территории Республики Беларусь» и приложение 2 «Перечень товаров без нанесенных на них или их упаковку средств идентификации либо с нанесенными на них или их упаковку средствами идентификации, на которые не распространяется запрет оборота на территории Республики Беларусь» к Указу N 243 в новой редакции. Большинство таких случаев соответствуют изъятиям, предусмотренным в настоящее время Указом N 243, а также ст. 8 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС. Отдельные случаи включены для обеспечения дополнительных условий при вывозе товаров за пределы Республики Беларусь и будут применяться, когда маркировка товаров средствами идентификации введена только в Республике Беларусь.

Ранее выдачу контрольных (идентификационных) знаков, сейчас — реализацию УКЗ и защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации (контрольные (идентификационные) знаки для маркировки предметов одежды из меха) осуществляет РУП «Издательство «Белбланкавыд» (оператор системы маркировки). Кроме того, на оператора системы маркировки возложены обязанности по генерации КМ, а также реализации КМ, средств идентификации, защищенных материальных носителей и знаков защиты.

Как и ранее, полномочия по организации изготовления УКЗ, защищенных материальных носителей, защищенных материальных носителей с нанесенными средствами идентификации, знаков защиты делегированы Минфину. Их изготовление будет осуществляться подчиненными Минфину государственными организациями, управление деятельностью которых осуществляет Департамент государственных знаков Минфина <*>.

На территории ЕАЭС активно развивается цифровая маркировка. Во избежание случаев, когда концептуальные изменения вступят в силу на территории ЕАЭС, а национальное законодательство не будет приведено в соответствие, в Указе N 243 в новой редакции закреплена норма, в соответствии с которой в таких случаях будут применяться международные правила <*>.

Для единообразного понимания законодательства о маркировке товаров УКЗ или СИ Указом N 243 в новой редакции определены в отдельном приложении термины и их определения. В целях согласованности Указа N 243 в новой редакции и Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС термины аналогичны терминам Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.

Положение об УКЗ

Как отмечалось ранее, Положение об УКЗ регулирует маркировку товаров УКЗ (ранее — контрольных (идентификационных) знаков).

Субъекты хозяйствования, на которых возлагается обязанность по маркировке товаров УКЗ, не изменились <*>. К ним по-прежнему относятся:

— импортеры товаров — то есть субъекты хозяйствования, осуществляющие ввоз товаров, подлежащих маркировке УКЗ, на территорию Республики Беларусь;

— производители товаров — то есть субъекты хозяйствования, признаваемые производителями товаров, подлежащих маркировке УКЗ. К производителям товаров для целей маркировки приравниваются также субъекты хозяйствования, осуществляющие упаковку (переупаковку) ввезенных на территорию Республики Беларусь или приобретенных на ее территории товаров в потребительскую упаковку, в том числе из потребительской упаковки одной емкости в потребительскую упаковку другой емкости, для их дальнейшей реализации;

— субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю товарами, возвращенными покупателями;

— субъекты хозяйствования, осуществляющие комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии;

— субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю остатками товаров, образовавшимися на дату введения маркировки (в случае если Совмином будет принято решение об их маркировке).

Момент маркировки дополнен возможностью маркировки товаров, ввозимых из третьих стран, на уполномоченных складах. Со вступлением в силу Указа N 243 в новой редакции  маркировка товаров может осуществляться <*>:

1. За пределами Республики Беларусь;

2. На территории Республики Беларусь:

2.1. на уполномоченных складах:

— если в отношении товаров не совершаются таможенные операции и не проводится таможенный контроль;

— если в отношении товаров совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль — после помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

2.2. на таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо на складе временного хранения, владельцем которого является лицо, ответственное за содержание ведомственного пункта таможенного оформления, размещенного на территории такого склада временного хранения — если в отношении товаров совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль;

2.3. в местах производства, хранения, упаковки (переупаковки) товаров их производителями — до начала их реализации или транспортировки. Допускается транспортировка немаркированных товаров между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности (местами хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления), осуществляемой работниками организации или индивидуального предпринимателя, являющимися материально ответственными лицами, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, выхода на земли общего пользования или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки;

2.4. субъектами хозяйствования, осуществляющими оптовую и (или) розничную торговлю на территории Республики Беларусь товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю на территории Республики Беларусь непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, — до реализации таких товаров, в том числе до их предложения к реализации, выставления в месте реализации, демонстрации их образцов или представления информации о них в месте реализации.

В настоящее время расходы на изготовление контрольных (идентификационных) знаков осуществляются за счет средств республиканского бюджета с компенсацией этих расходов субъектами хозяйствования и зачислением средств от реализации контрольных (идентификационных) знаков в доход бюджета <*>. Указ N 243 в новой редакции предусматривает отказ от бюджетного финансирования.

Субъекты хозяйствования будут приобретать УКЗ у оператора системы маркировки без предварительного размещения заявки в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (ЭБД) на их приобретение через налоговые органы.

Справочно
В связи с передачей оператору системы маркировки функций по реализации УКЗ будут упразднены осуществляемые налоговыми органами административные процедуры в отношении субъектов хозяйствования:
— по размещению в ЭБД заявки на реализацию контрольных (идентификационных) знаков;
— возврату денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков.

Оператор системы маркировки имеет право отказать субъекту хозяйствования в реализации УКЗ в двух случаях <*>:

— неполная оплата стоимости УКЗ;

— нахождение субъектов хозяйствования в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

Приобретенные УКЗ, как и ранее, не подлежат отчуждению или иной передаче другим лицам. Исключение составляют следующие случаи <*>:

— передача УКЗ для нанесения их на товар или его упаковку;

— передачи УКЗ правопреемнику при реорганизации;

— возврата неиспользованных УКЗ оператору системы маркировки.

Неиспользованные УКЗ можно вернуть оператору системы маркировки в течение трех месяцев с момента их приобретения. УКЗ возвращаются в упаковке в том виде, в котором они и упаковка находились при реализации (без физических повреждений, нарушения целостности упаковки), с соблюдением последовательности их нумерации. При нарушении указанных требований УКЗ возврату не подлежат, за исключением возврата в случае обнаружения производственного брака. Для возврата необходимо будет оформить товарно-транспортную или товарную накладную на бумажном носителе или в виде электронного документа. Оператор системы маркировки в течение одного месяца с момента возврата неиспользованных УКЗ возвращает субъекту хозяйствования денежные средства, внесенные в оплату их стоимости <*>.

Неиспользованные УКЗ с производственным браком могут быть возвращены оператору системы маркировки в течение одного года с момента их приобретения. Для возврата необходимо будет также оформить товарно-транспортную или товарную накладную на бумажном носителе или в виде электронного документа.

На заметку
Под производственным браком понимаются:
— механические повреждения, морщины, складки, отслоение от несущей ленты УКЗ;
— несчитываемость двухмерного штрихового кода;
— невозможность отделения знаков от несущей ленты УКЗ;
— недостаточное количество номеров УКЗ в бобине (ленте), упаковке, обнаруженное при вскрытии упаковки;
— несоответствие содержания упаковки информации, указанной на ярлыке (этикетке) данной упаковки.

Оператором системы маркировки будет организована экспертиза подлинности и качества УКЗ по заключенным договорам о проведении экспертизы с субъектами хозяйствования. В случае если брак УКЗ подтвердится, то субъект хозяйствования не будет оплачивать стоимость их экспертизы. В противном случае, а также в случае неподтверждения подлинности возвращаемых УКЗ денежные средства, внесенные в оплату их стоимости, не возвращаются субъекту хозяйствования. Кроме того, субъект хозяйствования будет обязан возместить стоимость экспертизы.

В течение одного месяца с момента возврата УКЗ с производственным браком оператор системы маркировки по выбору субъекта хозяйствования возмещает ему стоимость таких знаков или производит их замену на УКЗ надлежащего качества в соответствующем количестве <*>.

ВАЖНО!!!
Реализованные до вступления в силу Указа N 243 в новой редакции контрольные (идентификационные) знаки подлежат обороту аналогично обороту УКЗ <*>. При этом контрольные (идентификационные) знаки, приобретенные субъектами хозяйствования после 07.01.2021, возврату не подлежат, за исключением возврата неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков с производственным браком. Также не будет возмещаться стоимость таких возвращенных неиспользованных контрольных (идентификационных) знаков с производственным браком. Такие контрольные (идентификационные) знаки будут обмениваться на контрольные (идентификационные) знаки надлежащего качества.

Случаи признания УКЗ недействительными не изменились. Как и ранее, это списание, утеря и хищение УКЗ, а также ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования — в части не использованных ими УКЗ. Напомним, что недействительные УКЗ обороту не подлежат <*>.

Положение о СИ

Положение о СИ регулирует маркировку товаров СИ.

Нормы в отношении субъектов хозяйствования, на которых возлагается обязанность по маркировке товаров СИ, а также момент маркировки товаров СИ аналогичны нормам, предусмотренным в отношении маркировки товаров УКЗ в Положении об УКЗ <*>.

Забегая вперед, отметим, что механизм маркировки предметов одежды из натурального меха не изменился, за исключением последнего этапа. Он, как и раньше, включает <*>:

— описание товаров в межведомственной распределенной информационной системе «Банк данных электронных паспортов товаров» (далее — Банк электронных паспортов товаров) на основании заключенных договоров с научно-инженерным республиканским унитарным предприятием «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси (далее — Центр систем идентификации);

— приобретение защищенного материального носителя с нанесенным средством идентификации, которым будет являться контрольный (идентификационный) знак (для меховых изделий), у оператора;

— инициализацию RFID-метки самостоятельно субъектом хозяйствования или подчиненными Минфину государственными организациями, осуществляющими деятельность, за которую уполномочен отвечать Департамент государственных знаков Минфина, или Центром систем идентификации;

— маркировку товаров защищенными материальными носителями с нанесенными СИ, которыми будут являться контрольные (идентификационные) знаки;

— передачу сведений о нанесенном на товар СИ в систему маркировки (ранее — в Банк электронных паспортов товаров).

Механизм маркировки товаров СИ схож с механизмом маркировки предметов одежды из натурального меха. Для того чтобы промаркировать товары СИ, необходимо:

1. Зарегистрироваться в системе маркировки.

2. Описать товары в Банке электронных паспортов товаров и получить GTIN. Банк электронных паспортов товаров является источником информации о производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь товарах для системы маркировки, предусмотрена передача информации из этой системы в систему маркировки. Состав информации определяется Совмином <*>.

3. Приобрести КМ или СИ у оператора системы маркировки. Реализация КМ и СИ осуществляется оператором системы маркировки при условии полной оплаты их стоимости. В противном случае субъекту хозяйствования будет отказано в реализации КМ и СИ. Кроме того, отказ в реализации КМ и СИ предусмотрен также в случае нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации (прекращения деятельности) <*>.

Технология создания КМ и СИ не предполагает возможности их возврата, в связи с чем перед их приобретением субъекту хозяйствования необходимо просчитать их количество.

4. Одним из выбранных способов промаркировать товары СИ.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС маркировка товаров незащищенными СИ допускается только при создании условий, исключающих возможность нахождения в законном обороте товаров, маркированных нелегальными СИ.

С учетом проводимого на территории Республики Беларусь пилотного проекта по маркировке обуви средствами идентификации, а также с учетом норм Указа N 243 в новой редакции можно предположить, что будут предусмотрены три варианта маркировки товаров СИ <*>.

1-й вариант. Нанесение на товар или его упаковку СИ со знаком защиты.

2-й вариант. Нанесение СИ на защищенный материальный носитель и последующая его аппликация на товар или его упаковку.

3-й вариант. Нанесение СИ на товар или его упаковку и обязательное использование товарно-транспортных и (или) товарных накладных, создаваемых в виде электронных документов (далее — электронные накладные), в которых должна быть указана информация о нанесенных СИ. Минусом данного варианта является обязательное использование электронных накладных всеми субъектами хозяйствования, осуществляющими оборот таких товаров <*>.

Субъект хозяйствования может самостоятельно промаркировать товары СИ или привлечь для этих целей стороннюю организацию.

Защищенные материальные носители и знаки защиты, а также защищенные материальные носители с нанесенными СИ являются бланками документов или документами с определенной степенью защиты аналогично УКЗ, которые являются документами с определенной степенью защиты. Вопросы приобретения и возврата защищенных материальных носителей и знаков защиты, а также защищенных материальных носителей с нанесенными СИ идентичны вопросам приобретения и возврата УКЗ <*>.

5. в систему маркировки информацию о маркировке товаров СИ <*>.

В случае ввоза товаров из государств — членов ЕАЭС в рамках трансграничной торговли и (или) в рамках деятельности одного юридического лица без перехода права собственности товары, одновременно подлежащие маркировке в государствах — членах ЕАЭС, будут признаваться маркированными при условии:

— нанесения на них или их упаковку СИ и поступления от операторов систем маркировки государств — членов ЕАЭС из информационных систем этих государств сведений в систему маркировки о таких товарах и нанесенных на них или их упаковку СИ;

— достоверности сведений о таких товарах (в том числе сведений о нанесенных на них или их упаковку СИ), переданных субъектом хозяйствования в систему маркировки.

При выполнении вышеперечисленных требований маркировка товаров КМ белорусского образца не требуется <*>.

В случае если маркировка СИ отдельных товарных групп будет введена только в Республике Беларусь, то в целях обеспечения беспрепятственного экспорта товаров субъекты хозяйствования другого государства — члена ЕАЭС смогут получить белорусские КМ через своего национального оператора у белорусского оператора системы маркировки. Зеркальная норма также предусмотрена и для белорусских субъектов хозяйствования <*>.

По-прежнему сохранена обязанность для субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот маркируемых товаров, по проверке таких товаров на предмет их соответствия требованиям законодательства о маркировке товаров СИ, в том числе посредством использования информации, содержащейся в системе маркировки, до получения или при приемке товаров от поставщика. Поставщики же товаров обязаны предоставить возможность такой проверки <*>.

Положение о системе маркировки

В Положении о системе маркировки закреплены общие положения функционирования системы маркировки, а также информационное взаимодействие при функционировании системы маркировки.

Посредством системы маркировки будет осуществляться сбор, передача, прием, обработка, учет, контроль, хранение, получение и накопление информации об УКЗ, КМ, СИ, защищенных материальных носителях, защищенных материальных носителях с нанесенными СИ, знаках защиты и их обороте, а также об обороте товаров, подлежащих маркировке УКЗ и СИ <*>.

На оператора системы маркировки возложены следующие обязанности <*>:

— круглосуточное и бесперебойное функционирование системы маркировки;

— надежность функционирования системы маркировки в течение всего периода ее эксплуатации;

— восстановление в течение 24 часов работоспособности системы маркировки в случае сбоя в работе ее комплекса программно-технических средств;

— хранение информации, поступившей в систему маркировки, в течение семи лет с даты ее поступления;

— защиту полученной информации в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации;

— круглосуточный и бесперебойный удаленный доступ к информации, содержащейся в системе маркировки, на безвозмездной основе Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь, органам КГК, внутренних дел, таможенным, налоговым и иным контролирующим (надзорным) органам при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами;

— безвозмездное предоставление по запросам Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов КГК, внутренних дел, таможенных, налоговых и иных контролирующих (надзорных) органов информации из системы маркировки;

— круглосуточный и бесперебойный удаленный доступ субъектов хозяйствования к системе маркировки на безвозмездной основе посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет с сайта оператора системы маркировки либо мобильного приложения;

— обучение на безвозмездной основе работников (сотрудников) Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, органов КГК, внутренних дел, таможенных, налоговых и иных контролирующих (надзорных) органов работе с системой маркировки.

В систему маркировки будет поступать информация <*>:

— от субъектов хозяйствования, обязанных осуществлять маркировку товаров УКЗ и (или) СИ;

— оператора системы маркировки;

— операторов систем маркировки государств — членов ЕАЭС;

— организаций, изготовивших УКЗ, защищенные материальные носители, защищенные материальные носители с нанесенными СИ, знаки защиты;

— Центра систем идентификации;

— таможенных органов.

В отношении УКЗ предусматривается возможность передачи индивидуальными предпринимателями информации двумя способами — в виде электронного документа или на бумажном носителе (до 01.07.2022). Во втором случае услуги по внесению информации будут оказываться оператором системы маркировки на договорной основе.

В остальных случаях информация от субъектов хозяйствования должна передаваться в систему маркировки в виде электронного документа <*>.

Необходимость передачи в систему маркировки информации, имеющей юридическую значимость, обязывает субъектов хозяйствования использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Субъекты хозяйствования, которые не использует ЭЦП, понесут дополнительные расходы на эти цели.

В заключение отметим, что принятие Указа N 9 — это важный шаг государства к переходу на цифровую маркировку товаров. Совмину и по его поручению уполномоченным органам предстоит проделать большую работу по приведению законодательства о маркировке в соответствие с принятым Указом N 9. Субъектам же хозяйствования желательно незамедлительно приступить к изучению всех новаций, активно участвовать в проводимых семинарах по вопросам маркировки товаров. Это позволит избежать вопросов с оборотом маркируемых товаров после 08.07.2021.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex