
Наталья Кондратенко
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
21.12.2022 и 22.12.2022 МНС при поддержке ООО «ЮрСпектр» провело практическую конференцию «Основные изменения Налогового кодекса — 2023». Наталья Олеговна Кондратенко рассказала о планируемых изменениях с 01.01.2023 в исчислении налога на недвижимость, земельного и экологического налогов. Также она ответила на вопросы участников.
1. Изменения по налогу на недвижимость
С 2023 г. налоговая база по капстроениям (зданиям, сооружениям), расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (лизинг, иное пользование) у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, будет определяться в таком же порядке, как налоговая база по объектам, взятым в аренду организациями у физлиц. Такой порядок не будет применяться в отношении сооружений магистрального трубопроводного транспорта, нефтепроводов, газопроводов, технологических газопроводов и отводов, станций, хранилищ, установок, иных объектов налогообложения, обеспечивающих функционирование этих сооружений, расположенных на территории Республики Беларусь и переданных иностранной организацией в аренду, иное владение (пользование) (п. 122 ст. 2 проекта Закона N 230-З, п. 2 ст. 229 НК-2023).
Лектор напомнила, что организация-арендатор определяет налоговую базу по арендованному у физлица капстроению (зданию, сооружению) исходя из его стоимости в договоре аренды при условии, что она не менее стоимости оценки этого объекта на 1 января текущего года. Стоимость оценки может быть определена или БРТИ, или аттестованным оценщиком, или организацией-арендатором самостоятельно в порядке, установленном ч. 2 — 4 п. 3 ст. 229 НК-2023 (п. 2 ст. 229 НК).
Затем лектор рассказала об ожидаемых изменениях в части льгот по налогу на недвижимость. С 01.01.2023 перечень капстроений (зданий, сооружений), предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, освобождаемых от обложения налогом на недвижимость, будет утверждаться приложением 38 к НК-2023. Соответствующие правки будут внесены в подп. 1.8 ст. 228 НК-2023. Ранее этот перечень был утвержден Указом от 20.03.2009 N 144, который планируется отменить (п. 121 ст. 2 проекта Закона N 230-З, подп. 1.8 ст. 228 НК).
С 2023 г. планируется, что капстроения (здания, сооружения), признаваемые материальными историко-культурными ценностями, будут освобождаться от налога на недвижимость, даже если они используются организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций (п. 121 ст. 2 проекта Закона N 230-З, подп. 1.9 ст. 228 НК-2023).
С 01.01.2023 капстроения (здания, сооружения) санаторно-курортных и оздоровительных организаций, обособленных подразделений иных организаций, которые осуществляют санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, будут освобождаться от налога на недвижимость, если эти организации и обособленные подразделения включены в перечень, утвержденный постановлением Совмина (п. 121 ст. 2 проекта Закона N 230-З, подп. 1.4 ст. 228 НК-2023).
Кроме того, планируется, что в целях применения освобождения от налогообложения в соответствии с подп. 1.4 ст. 228 НК-2023 Минкультуры по мере обращения будет выдавать организациям заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры (п. 121 ст. 2 проекта Закона N 230-З).
В 2023 г. предлагается ввести новую льготу — освободить от налога на недвижимость капстроения (здания, сооружения) организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство. Лектор обратила внимание, что эта льгота не будет применяться в отношении объектов организаций, проходящих процедуру санации (п. 121 ст. 2 проекта Закона N 230-З, подп. 1.21 ст. 228 НК-2023).
Также лектор напомнила, что в следующем году организации вправе применять все пониженные ставки налога на недвижимость, в том числе ставку 0,8% при исчислении налога по капстроениям (зданиям, сооружениям), возведенным после 01.01.2019 в течение пятого года (двенадцати месяцев) с даты приемки таких объектов в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством (ч. 1 п. 5 ст. 230 НК, ч. 1 п. 5 ст. 230 НК-2023).
Затем лектор ответила на вопросы слушателей. Приведем ответы на наиболее интересные из них.
Вопрос 1: С 01.01.2023 планируется исключить из ст. 234 НК, регулирующей учет сумм налога на недвижимость, положение о том, что бюджетные организации в случае признания их плательщиками налога включают суммы исчисленного налога в состав внеррасходов. Чем вызвано это изменение?
Ответ: Это связано с тем, что с 2023 г. при исчислении налога на прибыль доходы от сдачи в аренду будут включаться в выручку от реализации, а расходы, связанные со сдачей в аренду, — в затраты. В настоящее время они включаются соответственно в состав внердоходов и внеррасходов. Бюджетные организации в общем случае признаются плательщиками налога на недвижимость при сдаче капстроений (зданий, сооружений) в аренду (иное пользование), поэтому исчисленные суммы налога на недвижимость по таким объектам они будут включать в затраты (ч. 2 п. 1 ст. 168, подп. 3.18 ст. 174, п. 5 ст. 226, ст. 234 НК-2023, п. 79, 84, 126 ст. 2 проекта Закона N 230-З).
Вопрос 2: Организация арендовала у ИП здание, в договоре аренды указана его стоимость. Стоимости, определенные БРТИ или аттестованным оценщиком, отсутствуют. Для определения налоговой базы на 01.01.2023 нужно рассчитать стоимость здания исходя из приложения 32 к НК-2023, а затем сравнить это величину со стоимостью из договора?
Ответ: Да, организация должна рассчитать стоимость здания исходя из его площади и расчетной стоимости 1 кв. м на 01.01.2023 из приложения 32 к НК-2023. Затем она должна сравнить полученную расчетную стоимость здания с его стоимостью из договора аренды. Наибольшая из двух величин и будет налоговой базой на 01.01.2023 по зданию, арендованному у ИП (п. 2, ч. 2 — 4 п. 3 ст. 229 НК-2023).
Вопрос 3: Признается ли объектом обложения налогом на недвижимость стена здания, которую организация арендовала у физлица?
Ответ: Стена здания, арендованная организацией у физлица, не признается объектом налогообложения.
2. Изменения по земельному налогу
Сначала Наталья Олеговна рассказала о стандартных изменениях в земельном налоге на 2023 г.:
— индексация налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) на 01.01.2023 по видам оценочных зон.
На сайте Национального кадастрового агентства (далее — НКА) разместят данные о налоговой базе с учетом нового порядка определения;
— индексация ставок земельного налога, установленных в белорусских рублях. Такие ставки применяют в отношении земель сельхозназначения, земель, кадастровая стоимость которых ниже предусмотренного НК предела;
— индексация предельного значения кадастровой стоимости для каждого функционального назначения земельного участка.
Также лектор отметила, что планируются корректировки в льготах по земельному налогу. Они аналогичны корректировкам по налогу на недвижимость.
Ставки земельного налога, установленные в процентах, сохраняются в прежнем размере. Не планируется продление ставки 1,5% от кадастровой стоимости, которая временно применялась в отношении земельных участков, на которых находятся торговые центры и торговые объекты, входящие в торговую сеть. С 01.01.2023 ставка по таким земельным участкам — 0,7%.
Далее Наталья Олеговна остановилась на глобальных изменениях по земельному налогу и ответила на вопросы участников конференции.
С 01.01.2023 земельный налог за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, исчисляется с применением ставки, увеличенной на коэффициент 3. То есть такие земельные участки облагаются в трехкратном размере (п. 12-1 ст. 241 НК-2023).
Для отнесения земельных участков к земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, должны быть выполнены 3 условия:
1) цель предоставления.
Земельные участки должны быть получены для строительства и (или) обслуживания капстроений либо целевое назначение ранее полученных земельных участков изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений;
2) истечение 3 лет.
3 года должны истечь с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если решение не принималось — с даты госрегистрации перехода права на землю) либо с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка;
3) невыполнение заданных условий в отношении возводимых капстроений.
В течение 3 лет на таких земельных участках не произведена госрегистрация создания последнего из всех возводимых капстроений и (или) госрегистрация изменения капстроений в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса (в случае, если они подлежат госрегистрации). Из последней очереди исключаются элементы благоустройства, которые являются отдельной очередью строительства или пусковым комплексом.
Если госрегистрация объектов строительства не требуется, то тогда обязанность по применению повышающего коэффициента 3,0 возникает, если не принято в эксплуатацию последнее из всех возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при строительстве с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов). Также исключаются элементы благоустройства, которые являются отдельной очередью строительства или пусковым комплексом.
Инспекции МНС будут узнавать о земельных участках для целей применения к ставке коэффициента 3 из сведений, ежегодно представляемых НКА в срок не позднее 10 января года, следующего за налоговым периодом.
В общем случае земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы, предусмотренные НК-2023 и иными законодательными актами, по таким земельным участкам применяются только в том случае, если в этих законодательных актах будет прямо указано, что ограничение применения льгот согласно п. 12-1 ст. 241 НК-2023 не распространяется.
Наталья Олеговна подчеркнула, что арендная плата за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, также с 01.01.2023 исчисляется и уплачивается в трехкратном размере на основании ч. 3 п. 6 Указа N 160.
Вопрос 1: Коэффициент 3 применяют к ставке земельного налога по всему земельному участку либо в части, которая приходится на объект строительства?
Ответ: Коэффициент 3 применяют к ставке земельного налога по всему земельному участку. Если на земельном участке находится хотя бы одно недостроенное капстроение и земельный участок соответствует условиям для отнесения к земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, то в отношении всей площади земельного участка будет исчислен земельный налог в трехкратном размере.
Вопрос 2: Будут ли бюджетные организации признаваться плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения и по которым установлена ставка налога с повышающим коэффициентом 3?
Ответ: Коэффициент 3 к ставке будет применяться при расчете земельного налога бюджетным организациям при наличии земельных участков, на которых отсутствуют капстроения. Практически все организации, в том числе плательщики, применяющие УСН, обязаны будут уплачивать земельный налог в повышенном размере за такие земельные участки.
Вопрос 3: Земельный налог, который исчислен по ставке, увеличенной на коэффициент 3, включают в стоимость объектов незавершенного строительства?
Ответ: Земельный налог, исчисленный с коэффициентом 3, не подлежит включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли. Что касается включения его в стоимость объектов незавершенного строительства, то необходимо разъяснение Минстройархитектуры, поскольку здесь нужно руководствоваться Инструкцией N 10.
Вопрос 4: В октябре 2020 г. назначение земельного участка «для обслуживания капстроения» изменено на назначение «для обслуживания и строительства капстроения». Получено разрешение на проведение проектных, изыскательских работ и строительства. Проектом предусмотрено два пусковых комплекса. Нужно ли применять коэффициент 3 по истечении 3 лет, если к этому моменту введен будет только первый пусковой комплекс, а второй нет? Нормативный срок строительства не превышен, изначально по расчету с учетом проектирования и строительства он превышает 3 года.
Ответ: Сейчас не будет привязки к нормативному сроку строительства. Даже если нормативный срок не истек, но построено не все (например, только один пусковой комплекс из двух), то по всему земельному участку к ставке земельного налога будет применен коэффициент 3, но при условии, что земельный участок не будет разделен.
Вопрос 5: Изменение по земельному налогу (коэффициент 3 к ставке) действует на земельные участки, по которым строительство начато с 2023 г. или по недостроенным ранее также?
Ответ: Коэффициент 3 применяется не только по новым земельным участкам, но и по земельным участкам, которые предоставлены до 2023 г. и по которым стройка не завершена. Если в 2023 г. истекает 3 года с момента принятия решения о выделении земельного участка для строительства, то по нему земельный налог исчисляется в повышенном размере.
Вопрос 6: Будет ли применяться коэффициент 3, если в течение 3 лет не завершена реконструкция (модернизация) капстроения, то есть не зарегистрировано изменение капстроения?
Ответ: Нужно смотреть на целевое назначение предоставленного земельного участка. Если земельный участок выделялся для строительства, в том числе под реконструкцию или модернизацию, то возможно применение коэффициента 3.
Вопрос 7: Строительство капстроения предусмотрено по очередям до 2025 г. С какой даты начинается отсчет 3 лет?
Ответ: Отсчет 3 лет для применения к ставке земельного налога коэффициента 3 начинается с даты предоставления земельного участка либо с даты изменения целевого назначения земельного участка.
Вопрос 8: Применяется ли трехкратный размер земельного налога, если в свидетельстве о госрегистрации земельного участка указано назначение «для обслуживания зданий и сооружений» или «для обслуживания приобретенных зданий и сооружений»?
Ответ: Нет, не применяется. Для применения коэффициента 3 в целевом назначении земельного участка должно быть указано «для строительства».
Вопрос 9: УКС выделяются земельные участки для строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджета. При этом срок строительства может превышать 3 года. После сдачи объекта строительства капстроения не регистрируются, а передаются по решению эксплуатирующим организациям. Будут ли УКС являться плательщиками земельного налога в повышенном размере по истечении трехлетнего срока после выхода решения о выделении земельного участка?
Ответ: Да, УКС будут плательщиками земельного налога в повышенном размере по истечении 3 лет с момента принятия решения о выделении земельного участка. Никаких исключений для них не предусмотрено.
Значительная часть выступления была посвящена администрированию земельного налога. Лектор отметила, что с 01.01.2023 вводится система префайлинга по земельному налогу — предварительное заполнение налоговыми органами декларации для организаций на основании имеющейся информации. Плательщики будут проверять полученные декларации, корректировать их при необходимости, подписывать и направлять в налоговые органы.
Обязанность самостоятельного заполнения и представления декларации сохраняется для ликвидируемых и реорганизуемых организаций в порядке, установленном ст. 44 и 45 НК-2023.
Начиная с налогового периода 2023 г. декларация по земельному налогу представляется за истекший налоговый период не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Префайлинг будет распространяться только на земельный налог. На сегодняшний день установлена единая форма декларации по земельному налогу и арендной плате за земельные участки. С 2023 г. форма будет разделена и будут утверждены отдельные формы декларации по земельному налогу и расчета по арендной плате за земельные участки.
По сроку не позднее 20.02.2023 представляется только налоговый расчет по арендной плате за земельные участки за 2023 г.
Декларация по земельному налогу за 2023 г. не представляется. Вместе с тем не позднее 20.02.2023 представляется декларация по земельному налогу за 2022 г. организациями — плательщиками единого налога для сельхозпроизводителей, если они в 2022 г. не выполнили установленные критерии для применения единого налога. Также 20.02.2023 подается декларация за 2022 г. теми организациями, которые в IV квартале 2022 г. стали плательщиками земельного налога согласно ч. 2 п. 7 ст. 243 НК.
Установлен перечень уведомлений о земельных участках, которые плательщики обязаны и которые плательщики вправе представить в налоговые органы. По общему правилу организации, кроме указанных в п. 2 ст. 244 НК-2023, не позднее 01.12.2023:
— обязаны представить в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках по перечню, установленному п. 3 ст. 244 НК-2023;
— вправе представить в налоговые органы по месту постановки на учет уведомления о земельных участках по перечню, установленному п. 4 ст. 244 НК-2023.
Уведомления представляют по установленным форматам в виде электронного документа в порядке, утвержденном МНС.
Порядок взаимодействия организаций и налоговых органов по земельному налогу на 2023 г. следующий:
1) не позднее 01.12.2023 (20.01.2024 — для плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей) — организации представляют в налоговые органы уведомления о земельных участках;
2) не позднее 30.01.2024 — налоговые органы направляют организациям предварительно заполненные декларации;
3) организации проверяют предварительно заполненные декларации и при необходимости вносят в них изменения и (или) дополнения;
4) не позднее 20.02.2024 — организации подписывают предварительно заполненные декларации ЭЦП и направляют их в налоговые органы.
Порядок уплаты земельного налога в 2023 г. следующий. Начиная с 2023 г. для организаций вводятся авансовые платежи по земельному налогу. Обязанность уплаты авансовых платежей не установлена:
— для бюджетных организаций;
— плательщиков единого налога для сельхозпроизводителей.
На 2023 г. предусматривается уплата 4 авансовых платежей в следующие сроки:
— не позднее 22.02.2023;
— не позднее 22.05.2023;
— не позднее 22.08.2023;
— не позднее 22.11.2023.
Далее планируется только 3 авансовых платежа без срока уплаты аванса 22 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Уплата земельного налога по итогам 2023 г. производится не позднее 22.02.2024:
— организациями, для которых не установлена обязанность уплаты авансовых платежей, — в размере исчисленной суммы земельного налога за налоговый период;
— уполномоченными лицами, указанными в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК-2023, по обязательствам организаций, перечисленных в ч. 1 п. 12 ст. 243 НК-2023, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере разницы между фактически полученными от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах суммами земельного налога и авансовыми платежами за 2023 г.;
— иными организациями — в размере разницы между суммой земельного налога, подлежащей уплате за 2023 г., и авансовыми платежами за 2023 г.
Вопрос 10: Как определять авансовые платежи земельного налога за 2023 г.? В частности, как узнать прогнозные индексы роста потребительских цен для расчета авансовых платежей?
Ответ: Размер авансовых платежей в 2023 г. определяется так:
— уполномоченными лицами, указанными в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК-2023, по обязательствам организаций, перечисленных в ч. 1 п. 12 ст. 243 НК-2023, при отсутствии у таких организаций органов управления — в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино-мест в жилых домах сумм земельного налога;
— иными организациями — в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за 2022 г., проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период.
Значение индекса роста потребительских цен будет доведено до плательщиков земельного налога.
Вопрос 11: Уплата земельного налога в 2023 г. по суммам прошлого периода — это обязанность или право? Можно ли производить авансовые платежи, сделав предварительный расчет земельного налога на 2023 г.?
Ответ: Это обязанность. Можно самостоятельно посчитать земельный налог за 2023 г. и перечислять авансовые платежи исходя из рассчитанной суммы. Но уплаченные суммы не должны быть меньше 1/4 исчисленного земельного налога за 2022 г. Иначе налоговые органы применят пени.
Вопрос 12: Если организация оказывает спонсорскую помощь, как будет рассчитан авансовый платеж на 2023 г.? Можно ли перечислять аванс за минусом спонсорской помощи?
Ответ: Нет, такая возможность не предусмотрена. Если спонсорская помощь была оказана в 2022 г., то в авансовых платежах по земельному налогу за 2023 г. это будет учтено. А если спонсорская помощь будет оказана в 2023 г., то она учтется только по итогам этого года.
Вопрос 13: Нужно ли корректировать (доплачивать) суммы авансов в 2023 г. при представлении в 2023 г. уточненной декларации за 2022 г. после уплаты авансов?
Ответ: Да, если в 2023 г. будет представляться уточненная декларация по земельному налогу за 2022 г., то авансовые платежи за 2023 г. придется корректировать.
3. Изменения по экологическому налогу
В части изменений по экологическому налогу лектор отметила, что с 2023 г. в очередной раз будут проиндексированы налоговые ставки.
Также в ст. 248 НК-2023 будет закреплено правило, которое ранее применялось на практике. А именно фактические объемы отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов для использования в качестве изолирующего слоя, включаются в налоговую базу экологического налога наряду с объемами отходов, которые направлены на захоронение. То есть независимо от того, что отходы используются на полигонах в технологическом процессе, количество этих отходов все равно включается в налоговую базу экологического налога за захоронение отходов производства (абз. 5 ст. 248 НК-2023, п. 135 ст. 1 проекта Закона N 230-З).
В завершение обзора изменений по экологическому налогу Наталья Олеговна ответила на вопрос, касающийся расчета этого налога при хранении отходов производства.
Вопрос: В инструкции по обращению с отходами организации указано допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки (одна транспортная единица), — 20 тонн. На начало I квартала 2023 г. количество хранимых отходов в санкционированных местах хранения составило 24 тонны. В течение квартала 15 тонн отходов было направлено в места хранения и 6 тонн отправили на захоронение. На конец этого квартала количество хранимых отходов — 33 тонны (24 + 15 — 6).
Возникает ли в I квартале 2023 г. объект обложения экологическим налогом за хранение?
Если да, то как определяется налоговая база?
Ответ: На конец I квартала количество хранимых отходов (33 тонны) превышает объем одной транспортной единицы (20 тонн). Следовательно, у организации возник объект обложения экологическим налогом за хранение отходов производства.
Налоговая база экологического налога за хранение отходов производства определяется как фактические объемы отходов производства, направленных в налоговом периоде на хранение в санкционированные места хранения отходов, определяемые в соответствии с законодательством об отходах (абз. 4 ст. 248 НК-2023).
В качестве фактического объема отходов, направленных на хранение в налоговом периоде, понимается разница в количестве отходов, находящихся в местах хранения на конец квартала и на его начало. Также нужно учесть, что фактический объем отходов включается в налоговую базу с учетом положений подп. 2.4, 2.5 ст. 247 НК-2023.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации налоговая база экологического налога за I квартал 2023 г. составит 9 тонн (33 — 24).
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex