Татьяна Ковальчук

Заместитель начальника управления прямого налогообложения
главного управления методологии налогообложения
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


С 01.01.2019 произошли изменения в порядке исчисления и уплаты
налога на недвижимость, земельного и экологического налога. Новшества, в основном, направлены на снижение налоговой нагрузки на плательщиков. Об основных из них на практической конференции рассказала Татьяна Васильевна Ковальчук.

Изменения по налогу на недвижимость

Состав объектов налогообложения

С 2019 года действует новое определение объекта обложения налогом на недвижимость у плательщиков-организаций. К объектам налогообложения теперь относятся только капстроения (здания, сооружения) (капстроение). При этом изменилось и само определение капстроений. Кроме того, в числе объектов налогообложения не указаны машино-места, а также из состава объектов исключены сверхнормативные объекты незавершенного строительства <*>.

Для четкого понимания объекта налогообложения при исчислении организациями налога на недвижимость с 01.01.2019 капстроением признается объект, классифицируемый в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы основных средств как здание, сооружение или передаточное устройство <*>. То есть за основу взято постановление N 161. Согласно постановлению N 161 машино-места относятся к группе «Сооружения» (шифры 20260 — 20263). Из этого следует, что машино-места, как и ранее, подлежат обложению налогом на недвижимость.

Что касается объектов сверхнормативного незавершенного строительства, то они исключены из объектов налогообложения и с 2019 года не облагаются налогом на недвижимость. При этом не имеет значения дата возникновения такого объекта (например, 2016, 2018, 2019 годы). Вместе с тем такие объекты переходят в разряд капстроений, подлежащих обложению налогом, на дату приемки объекта в эксплуатацию. Датой приемки считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию <*>.

Как и ранее, не признаются объектом налогообложения налогом на недвижимость у плательщиков-организаций капстроения, классифицируемые в соответствии с законодательством для целей определения нормативных сроков службы основных средств как сооружения и передаточные устройства и не учитываемые в бухучете (для организаций на УСН — в Книге) в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы <*>.

С 2019 года перечень капстроений, не признаваемых объектами налогообложения, дополнен зданиями мобильными <*>. Норма приведена в соответствие с постановлением N 161, в которое в 2017 году были внесены изменения.

Применение льгот

Впервые введенные в действие капстроения, как и ранее, освобождаются от налога на недвижимость в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством <*>. По данной льготе снято ограничение в отношении капстроений, возведенных с превышением нормативных сроков строительства. Так, с 2019 года организации вправе использовать льготу и по впервые введенным в действие капстроениям, которые возведены с превышением нормативных сроков строительства.

Порядок применения указанной льготы в переходный период при условии, что годичный срок с даты приемки капстроения в эксплуатацию не истек, следующий. Например, объект строительства принят в эксплуатацию в III квартале 2018 года. Он был сверхнормативным, и в связи с этим в IV квартале 2018 года льгота по впервые введенному капстроению не применялась. В I — III кварталах 2019 года организация вправе «доиспользовать» данную льготу.

Согласно подп. 1.1 ст. 228 НК капстроения государственного жилфонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (кроме находящихся в собственности, хозведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физлицами) освобождаются от налога на недвижимость. Право на применение льготы не утрачивается, если организации предоставляют указанные капстроения в аренду <*>. На практике освобождение от налога применялось и ранее, а с 01.01.2019 льгота закреплена в НК.

Кроме того, с 2019 года при сдаче в аренду научно-технологическим паркам освобожденных от налога капстроений организации не теряют в отношении таких капстроений льготу <*>.

Применение ставок налога

Установлены новые ставки в размере 0,2%, 0,4%, 0,6%, 0,8% <*>. Их введение предусматривает плавный рост ставки налога по возведенным капстроениям. Так, в течение первого года с даты приемки возведенного капстроения в эксплуатацию применяется освобождение от налога. А в течение второго — пятого годов с даты их приемки в эксплуатацию при исчислении налога на недвижимость применяются новые ставки — 0,2%, 0,4%, 0,6%, 0,8% соответственно. Годовая ставка в размере 1% используется при расчете налога с шестого года с даты приемки капстроения в эксплуатацию.

Новые ставки применяются только по капстроениям, возведенным после 01.01.2019. Это значит, что если объект будет введен в эксплуатацию в 2019 году, то в течение года будет применяться освобождение <*>, а ставка 0,2% будет использоваться только с соответствующего отчетного периода 2020 года.

Надо подчеркнуть, что на капстроения, по которым применяются новые ставки, не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость <*>.

Порядок применения прав местных Советов депутатов

С 01.01.2019 отменено право местных Советов депутатов на увеличение ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капстроениям, включенным в соответствующий перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества <*>.

По таким капстроениям не применяются никакие ограничения. В частности, в отношении них сохраняются установленные п. 1 ст. 228 НК льготы.

Сохраняется право местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. На 2019 год сохранен размер увеличения (уменьшения) ставок до 2,5 раз. С 2020 года ставки налога могут быть увеличены (уменьшены) до 2 раз <*>. При этом с 2019 года право на применение коэффициентов предусмотрено для областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня и Мингорсовета.

В п. 16 ст. 4 Закона N 159-З прописана специальная переходная норма, согласно которой решения, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 году без учета порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК. Это связано с тем, что областные Советы депутатов не имели возможности принять решения на 2019 год или делегировать права на их принятие местным Советам депутатов базового территориального уровня и Мингорсовету. А при подготовке решений на 2020 год они должны быть приведены в соответствие с новой нормой.

Предполагается, что в связи с новым порядком количество принятых решений, устанавливающих к ставкам увеличивающие (уменьшающие) коэффициенты, уменьшится.

Дополнен перечень категорий плательщиков, на которых не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость. Это организации, признанные в соответствии с законодательством экономически несостоятельными (банкротами), в процедуре ликвидационного производства, унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов. Кроме того, увеличение ставок не применяется в отношении возведенных капстроений, облагаемых по пониженным ставкам <*>.

Изменения по земельному налогу

Состав объектов налогообложения

С 2019 года из объектов обложения земельным налогом исключены земельные участки, используемые не по целевому назначению. Однако такие земли, как и ранее, подлежат налогообложению как земельные участки, принадлежащие организациям на праве частной собственности, постоянного или временного пользования. Но в отношении них отменено увеличение ставки на коэффициент 10. При исчислении земельного налога по данным земельным участкам вид оценочной зоны и соответственно ставка налога определяются исходя из их целевого назначения, указанного в решении на предоставление и (или) в других правоудостоверяющих документах, независимо от фактического использования земли <*>.

Вместе с тем перечень объектов налогообложения дополнен иными земельными участками, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование <*>. Для организаций к таким земельным участкам относятся участки, по которым составлен акт выбора, решение об их предоставлении еще не принято, но организации вправе ими пользоваться.

Применение льгот

С 01.01.2019 введена новая льгота. В частности, освобождаются от земельного налога у плательщиков-организаций земельные участки (их части), на которых расположены впервые введенные в действие капстроения в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством <*>.

Аналогичная норма действует и по налогу на недвижимость. Если не истек год с даты приемки в эксплуатацию возведенных в 2018 году капстроений, то организации вправе в 2019 году применить льготу по земельным участкам на оставшийся срок.

Порядок определения налоговой базы

Порядок определения налоговой базы на 01.01.2019 для целей исчисления земельного налога за 2019 год установлен п. 1 ст. 4 Закона N 159-З. Рассчитывать самостоятельно налоговую базу не нужно. Сведения о ней можно получить из регистра стоимости Национального кадастрового агентства (http://vl.nca.by) <*>.

Как и прежде, налоговая база определяется исходя из целевого назначения земельного участка, указанного в правоудостоверяющих документах <*>.

Применение ставок

С 2019 года ставки земельного налога прописаны в одной статье, нет их деления по категориям земель <*>. Порядок применения ставок также увязан с целевым назначением земельного участка, указанным в правоудостоверяющих документах.

Отменено применение увеличения ставки на коэффициент 10 на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые. С 2019 года при исчислении земельного налога по таким участкам применяются ставки по их фактическому функциональному использованию <*>.

Кроме того, отменено право на увеличение (до 10 раз) ставок местными Советами депутатов на земельные участки, занятые капстроениями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества <*>.

Введены понижающие коэффициенты (0,2; 0,4; 0,6; 0,8) к ставкам по земельным участкам, на которых расположены возведенные после 01.01.2019 капстроения. Коэффициенты применяются при исчислении земельного налога в течение второго — пятого годов с даты приемки таких капстроений в эксплуатацию. В случае использования данных коэффициентов при расчете налога не применяется увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов <*>.

Исчисление налога бюджетными организациями

С 2019 года бюджетные организации, сдавшие в аренду капстроения, исчисляют земельный налог за участки с такими капстроениями начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи капстроений в аренду <*>. Ранее они уплачивали земельный налог с 1-го числа месяца сдачи в аренду.

Кроме того, введена новая норма для бюджетных организаций. Они не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены капстроения, переданные в аренду, в случае, когда дата передачи в аренду капстроений и дата их возврата приходятся на один и тот же календарный месяц <*>. Согласно данной норме земельный налог не уплачивается в том числе при почасовой аренде капстроений.

Изменения по экологическому налогу

Объекты налогообложения

С 01.01.2019 не признаются объектами налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в соответствующих разрешениях на выбросы или комплексных природоохранных разрешениях (разрешение), при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 тонны в год и менее <*>.

До 2019 года объем годовых выбросов определялся по каждому источнику выбросов на каждой производственной площадке, по которой получено разрешение, в отдельности. И если выбросы по каждому источнику выбросов не превышали 3 тонны, организация не уплачивала экологический налог.

С 2019 года объем годовых выбросов будет определяться в целом по организации по всем источникам выбросов. То есть теперь нужно суммировать за год объем выбросов загрязняющих веществ по всем источникам на каждой производственной площадке, по которой получено разрешение. При этом если у организации имеются филиалы, то их объемы выбросов также суммируются.

Таким образом, если общий объем выбросов в целом по организации превысит 3 тонны, то облагаться экологическим налогом будут выбросы от каждого источника выбросов. При этом не имеет значения, что по какому-то из источников в отдельности установленный порог не превышен.

Коэффициенты к ставкам налога

Введен новый понижающий коэффициент, применяемый к ставкам экологического налога. С 2019 года к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при использовании RDF-топлива, установлен коэффициент 0,64 <*>.

Дополнительно об исчислении налога на недвижимость и земельного налога см. письмо МНС от 21.02.2019 N 2-2-13/00456.