Постановлением N 826 установлен новый конкурентный порядок определения исполнителей для оказания жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предоставляемых на конкурентной основе (конкурентный порядок). Конкурентный порядок обеспечивается проведением конкурсов.

Особенности применения конкурентного порядка:

Во-первых, предметом вышеуказанных конкурсов являются услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилых домов, техническому обслуживанию лифтов, обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а также дополнительные жилищно-коммунальные услуги, выполнение работ по объектам внешнего благоустройства населенных пунктов на конкурентной основе <*>.

Во-вторых, заказчиками в конкурсах выступают только определенные субъекты, к которым относятся:

— областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты, местные администрации районов г. Минска либо государственные заказчики <*> в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

— товарищества собственников или организации застройщиков — в случае, если они организуют оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ) путем заключения договоров с исполнителями;

— государственные органы, иные государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся объекты государственного жилищного фонда.

Выбор исполнителя услуги по обращению с ТКО на территории административно-территориальной (территориальной) единицы в соответствии с утвержденной схемой по обращению с ТКО осуществляется областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения) и районными исполнительными комитетами, местными администрациями районов г. Минска <*>.

В-третьих, отношения, связанные с приобретением товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств, регулируются законодательством о госзакупках товаров (работ, услуг) и закупках товаров (работ, услуг) при строительстве <*>.

Таким образом, нормы законодательства при закупке жилищно-коммунальных услуг (работ), представляемых на конкурсной основе (ЖКУ), применяются следующим образом:

1) если ЖКУ приобретаются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов (но не для строительства объектов), применяются только нормы законодательства о госзакупках;

2) если ЖКУ относятся к сфере строительства объектов и финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, то применяются нормы Указа N 223, Положения N 88;

3) если ЖКУ не относятся к сфере строительства объектов и финансируются за счет средств, не указанных в. п. 1 и 2, то при проведении конкурсов на оказание таких ЖКУ должны соблюдаться требования законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Положением.

Например, если заказчик применяет постановление N 229, являясь субъектом, для которого его применение обязательно, то жилищно-коммунальные услуги (работы) приобретаются на основании постановления N 229 с учетом Положения.

Конкурентная основа в рамках Положения реализована:

через разработку конкурсных документов для проведения конкурса, размещение их в открытом доступе;

подачу предложений на бумажном носителе либо в электронном виде;

комиссионное принятие решения о результате конкурса;

обеспечение права на обжалование принятого решения;

правила заключения, изменения и исполнения договора.

Также на уровне Положения установлены единые правила формирования лотов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), требования к участникам конкурса на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов, единообразные критерии оценки предложений.

Основные особенности Положения заключаются в следующем:

1) участником конкурса может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, подавшие предложение. При этом к участникам предъявляются требования, среди которых требование о запрете на участие аффилированных лиц. Так, в качестве участника конкурса не вправе выступать заказчик и организатор, юридические лица и индивидуальные предприниматели, способные прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения либо оказывать влияние на заказчика (организатора). Также установлены специальные «квалификационные» требования к участникам конкурса, где предметом является оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов <*>;

2) затраты по проведению конкурса возмещаются победителем, с которым заключен договор. При этом размер возмещения таких затрат не должен превышать суммы фактических затрат на организацию и проведение конкурса, а также включать затраты по ранее проведенным несостоявшимся или нерезультативным конкурсам в случае повторного их проведения <*>;

3) при проведении конкурса формируется конкурсная комиссия, для определения правового статуса которой требуется разработка положения о комиссии, которое утверждается заказчиком или организатором, если последний привлекается для организации такого конкурса <*>;

4) в состав конкурсных документов должен быть включен проект договора, содержащий условия:

— о порядке оплаты и ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора, в том числе в соответствии с бюджетным законодательством в случае финансирования договора полностью или частично за счет бюджетных средств.

При этом, по мнению автора, использование полностью или частично бюджетных средств в данном случае не обусловлено применением законодательства о госзакупках, поскольку, как отмечалось выше, отношения, связанные с приобретением товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств, регулируются законодательством о госзакупках товаров (работ, услуг), но не Положением <*>;

— о возможности изменения цены оказываемой жилищно-коммунальной услуги (выполняемой работы) при изменении планово-расчетных цен или тарифов на эти услуги (работы) пропорционально их изменению;

— о возможности изменения заказчиком объема оказываемых жилищно-коммунальных услуг (выполняемых работ) в лоте на стадии выполнения договора, связанного с реконструкцией жилых домов, но не более чем на 10% <*>;

5) установлена информационная обязанность заказчика (организатора) размещать конкурсные документы на сайте www.icetrade.by (далее — официальный сайт) <*>;

6) установлены сроки для подготовки и подачи предложений:

— при ориентировочной стоимости лота до 1000 БВ — не менее 10 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на официальном сайте, при проведении повторного конкурса — не менее 6 календарных дней;

— при ориентировочной стоимости лота свыше 1000 БВ — не менее 15 календарных дней со дня размещения конкурсных документов на официальном сайте, при проведении повторного конкурса — не менее 7 календарных дней <*>.

Установлен также порядок определения ориентировочной стоимости лота, хотя определение последнего в Положении не содержится <*>;

7) установлены меры для пресечения демпинга со стороны участников: при снижении в предложении цены оказания жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ) от ориентировочной стоимости более чем на 10% участник конкурса обязан представить обоснование указываемой цены <*>;

8) установлен порядок определения момента подачи предложений в бумажной форме: конверты с предложениями участников конкурса регистрируются в журнале (листе) регистрации в момент их получения. Датой подачи предложения участника конкурса, поступившего по почте, является дата, указанная на уведомлении о вручении, подтверждающая дату получения конверта с предложением участника конкурса. Предложения, поступившие по истечении срока их подачи, не вскрываются и возвращаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, их представившим <*>.

Справочно
В соответствии с ГК правила иные. Так, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные на почту, телеграф или в иное учреждение связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок <*>;

9) установлено право участников присутствовать при открытии предложений, но не при рассмотрении и оценке предложений <*>;

10) одним из случаев отклонения конкурсной комиссией предложения участника определен случай, когда участник конкурса отказался исправить выявленные в предложении арифметические ошибки, однако определения понятия арифметической ошибки в Положении не приводится <*>;

11) разграничены полномочия заказчика (организатора) и конкурсной комиссии для завершения конкурса:

заказчик (организатор) вправе отменить конкурс на любом этапе его проведения в случаях, определенных в п. 35 Положения;

конкурсная комиссия признает конкурс несостоявшимся или нерезультативным (п. 36 Положения).

При этом, если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что подано только одно предложение, при этом предложение соответствует требованиям конкурсных документов, заказчик предлагает заключить договор этому участнику на условиях поступившего предложения <*>;

12) при наличии победителя договор с ним заключается в течение 10 календарных дней по истечении срока, предусмотренного для обжалования решения о выборе победителя конкурса, в свою очередь, срок для обжалования решения о выборе победителя конкурса составляет 3 рабочих дня со дня размещения протокола о результатах конкурса на официальном сайте. Такая жалоба направляется заказчику и (или) организатору в целях урегулирования спора в досудебном порядке. При несогласии участника конкурса, подавшего жалобу, с решением о результатах рассмотрения жалобы он вправе обжаловать это решение и (или) действия (бездействие) заказчика (организатора), явившиеся предметом жалобы, в судебном порядке <*>.

При осуществлении вышеуказанных конкурсов помимо норм законодательства о закупках, Положения применяются нормы антимонопольного законодательства, в частности антимонопольные требования к закупкам, нарушение которых заказчиком (организатором) позволяет реализовать право на защиту своих прав потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), участникам.

Так, антимонопольные требования к закупкам применяются в зависимости от вида процедуры госзакупок. При организации и проведении процедур госзакупок — открытого конкурса (в том числе с ограниченным участием и двухэтапного), закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений к ним применяются антимонопольные требования к закупкам в соответствии с Законом N 94-З. Это обусловлено тем, что исходя из определения закупки, приведенного в Законе N 94-З, под ней понимается приобретение товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в том числе приобретение товаров при осуществлении госзакупок (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок при строительстве <*>.

Соответственно, при проведении указанных выше процедур госзакупок заказчик (организатор) должен обеспечить для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такие условия, при которых возможна конкуренция между последними. В свою очередь, запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе посредством совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 24 Закона N 94-З.

Тем самым при проведении конкурентных процедур госзакупок для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) как субъектов товарного рынка, на котором предполагается приобретение необходимых заказчику (организатору) товаров (работ, услуг), должны обеспечиваться равные, конкурентные возможности участия в конкурсе. При необеспечении таких возможностей участия со стороны заказчика (организатора) соответствующее субъективное право заинтересованных лиц может быть защищено посредством административного порядка обращения в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольных требований к закупкам товаров <*>.

Практика рассмотрения МАРТ как антимонопольным органом заявлений о нарушении антимонопольных требований к закупкам товаров общедоступна и размещается в открытом доступе на сайте МАРТ.