Накануне 25-летия Конституции было принято Послание Конституционного Суда о состоянии законности в нашей стране

В нем подведены итоги работы Конституционного Суда за 2018 год. В частности, Конституционный Суд проверил на конституционность 40 законов, принятых Парламентом <*>. Конституционный Суд также отметил, что в 2018 году исполнено 10 его решений и реализовано 9 правовых позиций <*>.

При этом отмечено, что действия госорганов и должностных лиц должны быть направлены на полное и своевременное исполнение решений Конституционного Суда, должны способствовать эффективности законодательного регулирования, повышению доверия граждан к институтам государственной власти <*>.

В послании, в частности, указано, что в прошедшем году с предложениями о проверке конституционности вступивших в силу НПА высшие госорганы в Конституционный Суд не обращались. По мнению суда, такая ситуация свидетельствует:

о качественной подготовке проектов НПА;

— высокой степени взаимодействия различных ветвей власти на стадиях подготовки и принятия НПА;

— реальном проявлении конституционного правосознания и правовой культуры <*>.

Конституционный суд подчеркнул, что во всех уполномоченных госорганах налажен особый учет обращений граждан по вопросам конституционности НПА, а также проводится их изучение и рассмотрение для определения необходимости направления соответствующих предложений <*>.

Также была приведена статистика, согласно которой за период 2014 – 2018 гг. уполномоченные государственные органы, наделенные правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности НПА, получили 376 инициативных обращений. Из них 362 обращения от граждан и 14 обращений от организаций, в их числе 78 обращений – в 2018 году. При этом лишь однажды в 2014 году на основании инициативного обращения гражданина Палата представителей внесла предложение о проверке отдельных положений УПК <*>. В 2018 году уполномоченные госорганы предложений в Конституционный Суд не направляли.

При этом некоторые граждане полагают, что установленный в 2014 году порядок обращения с предложениями о проверке конституционности НПА не напрямую в Конституционный Суд, а опосредованно через уполномоченные госорганы работает не в полной мере <*>.

На основании анализа этой ситуации Конституционный Суд внес предложение о введении индивидуальной конституционной жалобы. Иными словами, речь идет о праве граждан обращаться напрямую в Конституционный Суд с жалобой на нарушение прав и свобод вследствие применения НПА <*>.

Конституционный Суд также констатировал, что судами общей юрисдикции практически не реализуются некоторые положения Конституции. В этом контексте были упомянуты те из них, согласно которым суды общей юрисдикции вправе ставить вопрос о признании НПА неконституционными. Такое право предоставлено в случаях, если при рассмотрении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о несоответствии НПА Конституции. В этой ситуации он должен принимать решение согласно Конституции <*>.

Соответствующих предложений от Верховного Суда и иных судов общей юрисдикции по указанной проблематике в 2018 году и предыдущие годы в Конституционный Суд также не поступало <*>.

В связи с этим было предложено в дальнейшем совершенствовать порядок обращения  судов общей юрисдикции в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности НПА, подлежащих применению судами в конкретных делах <*>.