15 марта 2022 г. официально вступили в силу изменения и дополнения в Конституцию, принятые на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. (далее — новая редакция Конституции). Они коренным образом изменили некоторые правила в отношении отдельных видов НПА и их месте в иерархии НПА.

С 15 марта 2022 г. после вступления в силу новой редакции Конституции круг НПА, которые вправе принимать Президент, сужен. Ранее он включал три вида НПА: декреты, указы, распоряжения. Сейчас из него исключены декреты (ч. 1 и 2 ст. 85 новой редакции Конституции). Так, в прежней редакции Конституции предусматривалось, что Президент издает декреты, имеющие силу законов (ч. 2 ст. 85). Помимо этого, исключена ст. 101 Конституции, которая делегировала Президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона и временных декретов.

Отметим, что право на издание Президентом такого вида НПА, как декреты, также установлено в п. 2 ст. 15 Закона N 130-З и ч. 2 ст. 28 Закона N 3602-XII. Эти Законы должны быть приведены в соответствие с Конституцией в течение двух лет, иначе говоря, до 15 марта 2024 г. (ч. 2 ст. 142 новой редакции Конституции). Кроме того, новая редакция Конституции содержит положение, согласно которому законы, указы Президента и другие акты, действовавшие до вступления в силу изменений и дополнений Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции (ч. 1 ст. 142 новой редакции Конституции). Иными словами, соответствующие положения Закона N 130-З и Закона N 3602-XII о полномочиях Президента на издание декретов более не должны применяться.

Относительно декретов Президента, изданных до 15 марта 2022 г., установлено правило, что они подлежат применению до признания их утратившими силу законами. Положения соответствующих декретов по-прежнему сохраняют приоритет по отношению к принятым до их издания положениям законов (ч. 3 ст. 142 новой редакции Конституции).

Относительно юридической силы указов и распоряжений Президента установлено, что они начиная с 15 марта 2022 г. не должны противоречить законам (ч. 2 ст. 85 новой редакции Конституции).

Ранее действовало правило, согласно которому «в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом» (ч. 3 ст. 137 прежней редакции Конституции). Другими словами, в абсолютном большинстве случаев указы обладали более высокой юридической силой по отношению к законам. Вышепроцитированные положения о юридической силе указов также были исключены (ч. 3 ст. 137 прежней редакции Конституции, ч. 3 ст. 137 новой редакции Конституции).

На практике это означает, что указы, принятые с 15 марта 2022 г., не должны противоречить Конституции и законам. Применительно к правоотношениям, возникшим до 15 марта 2022 г., указы, принятые ранее вступления в силу новой редакции Конституции, сохраняют юридическую силу согласно прежним правилам, но только в части, не противоречащей новой Конституции (ч. 1 ст. 142 новой редакции Конституции).