Законом от 12.10.2021 N 124-З внесены дополнения в Конституцию, которые вступают в силу с 25.10.2021.

В соответствии с Законом N 124-З ст. 67 Конституции дополнена частью второй, согласно которой «выборы депутатов проводятся в единый день голосования» (п. 1 ст. 1 Закона N 124-З). Введение единого дня голосования означает проведение в один день выборов как депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, так и депутатов местных Советов депутатов. Такие выборы практикуются в Российской Федерации и некоторых других странах. Отметим, что Конституцией определен одинаковый срок полномочий депутатского корпуса всех уровней — четыре года (ч. 1 ст. 93, ст. 118 Конституции).

Такая норма, по мнению Конституционного Суда, конституционно целесообразна, поскольку способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов депутатов позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу (ч. 8 п. 1 констатирующей части решения Конституционного Суда от 07.10.2021 N Р-1280/2021).

По мнению Конституционного Суда, совмещение дней голосования по выборам депутатов не нарушает правовых гарантий реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на участие в решении государственных дел через свободно избранных представителей, принципов избирательной системы и согласуется с законодательством нашей страны (ч. 9 п. 1 констатирующей части решения Конституционного Суда от 07.10.2021 N Р-1280/2021).

Конституция также дополнена новой ст. 147 следующего содержания: «Местные Советы депутатов 28-го созыва осуществляют свои полномочия до начала полномочий местных Советов депутатов, избранных в единый день голосования» (п. 2 ст. 1 Закона N 124-З).

На практике это означает продление срока полномочий местных Советов депутатов. Согласно действующей Конституции выборы в местные Советы депутатов должны были пройти не позже 18.01.2022. После принятия конституционных поправок избирательную кампанию перенесут на 2023 год и совместят с выборами депутатов в Национальное собрание.

Комментируя данную норму, Конституционный Суд отметил, что в Конституции не содержится норм, запрещающих продление срока полномочий местных Советов депутатов. Изменение срока полномочий местных Советов депутатов 28-го созыва вызвано объективной необходимостью, возникшей в связи с установлением единого дня голосования, и осуществляется в целях перехода на проведение выборов в соответствии с Законом N 124-З и совмещения дней голосования по выборам депутатов (ч. 2 п. 2 констатирующей части решения Конституционного Суда от 07.10.2021 N Р-1280/2021).

Изменение срока полномочий местных Советов депутатов 28-го созыва обеспечивает синхронизацию перехода выборов депутатов на одновременное голосование, представляет собой временную (разовую) меру, рассчитанную только на переходный период. Это позволит провести выборы в местные Советы депутатов 29-го созыва одновременно с выборами депутатов Палаты представителей 8-го созыва (ч. 3 п. 2 констатирующей части решения Конституционного Суда от 07.10.2021 N Р-1280/2021).

Конституционный Суд также подчеркнул, что правовое регулирование выборов местных Советов депутатов на переходный период отвечает принципам разумности и целесообразности, обусловлено введением единого дня голосования для проведения выборов депутатов, является исключительной мерой и не может рассматриваться как носящее конституционно недопустимый характер (ч. 4 п. 2 констатирующей части решения Конституционного Суда от 07.10.2021 N Р-1280/2021).