Порядок определяется постановлением Совмина от 31.01.2014 N 88 и до 1 января
2019 г. применялся к закупкам в строительстве за счет бюджетных и приравненных к ним средств. С июля текущего года со вступлением в силу Указа N 223 он вновь стал актуальным.

Совмин скорректировал отдельные его нормы, в том числе в целях приведения в соответствие с названным Указом. При этом в целом структура документа и содержание сохранены. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание.

Пересмотрены условия предоставления префпоправок 

Префпоправка предоставляется Пояснение
В размере 15%
Было Стало
Если участник предлагает товары (работы, услуги), происходящие из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь Если участник предлагает товары (работы, услуги), происходящие из Республики Беларусь и государств – членов ЕАЭС (сейчас это, помимо Беларуси, Россия, Казахстан, Армения и Киргизия) Формулировка приведена в соответствие с Указом N 223. И ранее МАиС письмом от 20.01.2018 N 04-3-05/959 разъяснял, что префпоправка должна предоставляться в отношении товаров (работ, услуг), происходящих из ЕАЭС
В размере 25% Пояснение
Было Стало
Если участник предлагает товары собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников Если участник предлагает товары (работы, услуги) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников и доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда участника составляет не менее  25 процентов Префпоправка теперь предоставляется в случае закупки не только товаров, но и работ и услуг.

Введено еще одно условие ее предоставления

В связи с появлением условия предоставления префпоправки в размере 25% уточнены документы, которые подтверждают право участников на нее. К ним относятся:

1. Сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, или его копия.

2. Справка (копия справки), подписанная руководителем организации или уполномоченным им лицом не ранее чем за 5 рабочих дней до дня подачи предложения для участия в процедуре закупки, в которой указаны:

— общее количество работников;

— численность инвалидов;

— доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда;

— номера и сроки действия удостоверений, подтверждающих инвалидность.

Напомним, что префпоправка дает преимущества при оценке и сравнении предложений участников. Цена предложения лиц, подтвердивших право на нее, для целей сравнения снижается на величину префпоправки. Однако договор с победителем заключается по цене предложения без учета префпоправки.

Уточнены требования к документации по процедурам закупок

Исключен один из показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников при проведении подрядных торгов (торгов). Теперь организаторы не вправе требовать, а участникам не нужно представлять информацию о своем участии в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года.

Остальные показатели сохранились. Их перечни по-прежнему закрытые. По общему правилу организаторы не вправе устанавливать собственные показатели.

Исключения предусмотрены для некоторых объектов — дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. Сейчас исключением можно воспользоваться и при строительстве выставочных объектов за рубежом. В этих случаях в документацию для отбора участников, конкурсную документацию и документацию для переговоров могут включаться требования, показатели и критерии, отличные от предусмотренных положением, утвержденным Постановлением N 88.

Помимо иных сведений в документации для предквалификационного отбора необходима информация о том, как будет проводиться оценка квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в подрядных торгах (торгах), причем не обязательно в виде методики и показателей оценки квалификационных данных участников, как это требовалось раньше.

Если участник процедур закупок применяет УСН, вместо бухгалтерского баланса организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право предъявлять на рассмотрение конкурсной комиссии выписку из книги учета доходов и расходов за последние 4 квартала, предшествующие дате подачи предложений.

При проведении переговоров исключено требование к документации для переговоров об указании участникам, что документы об их экономическом и финансовом положении должны быть представлены именно на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи предложения для переговоров. На практике установление точной даты нередко приводит к необходимости отклонять предложения, которые содержат более «свежие» документы, ведь формально они не соответствуют этому требованию.

В случае, если способ обеспечения исполнения обязательств по договору не установлен в конкурсной документации, документации для переговоров, участник теперь вправе выбрать такой способ самостоятельно. В целом исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору подрядных торгов (торгов, переговоров) денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством.

Не нужно в конкурсной документации устанавливать период, в течение которого ее условия могут быть изменены. Изменить конкурсную документацию, как и отказать от проведения подрядных торгов можно не позднее чем за 10 календарных дней до первого заседания конкурсной комиссии.

Другие изменения

Провести процедуру улучшения предложений можно будет один раз. Такая процедура возможна при проведении торгов и переговоров, когда участники вправе снизить цену и некоторые другие условия своего предложения. Ранее возникали вопросы о том, сколько раз можно улучшать предложение.

В работе конкурсной комиссии могут принимать участие не только члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, которая теперь формируется не Совмином, а МАиС, работники КГК, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации, но и уполномоченные сотрудники органов внутренних дел.

МАиС будет формировать список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Аналогичные список и реестр только применительно к участию в госзакупках и закупках за счет собственных средств ведет МАРТ <*>.

Изменения начали действовать 10 июля 2019 г.

Читайте также:

С 01.07.2019 закупки при строительстве нужно проводить по Указу N 223