С 24.03.2021 порядок проведения криминологической экспертизы проектов НПА будет регулировать новое Положение № 112. Это следует из Указа от 18.03.2021 № 112, который опубликован на официальном правовом портале.

Новшества криминологической экспертизы

Под криминологической экспертизой понимается исследование содержания проекта НПА (НПА) с целью выявления в нем норм, в результате применения которых возникли или могут возникнуть негативные последствия в различных сферах общественных отношений в связи с наличием рисков криминогенного характера. При этом основные задачи криминологической экспертизы не изменились.

Кроме определенных ранее к числу проектов НПА, подлежащих криминологической экспертизе, отнесены законопроекты, в которые в Палате представителей внесены изменения и которые будут рассмотрены в дальнейшем в 1-м и 2-м чтениях. Ранее в отношении подобных законопроектов криминологическая экспертиза была необязательной, она проводилась по решению субъекта законодательной инициативы (ч. 2 п. 7 Положения № 244). Это правило не относится к законопроектам, изменения в которых обусловлены требованиями нормотворческой техники и не влияют на содержание предписаний НПА  (абз. 2 ч. 2 п. 5 Положения № 112).

Криминологической экспертизе также подлежат совместно принятые проекты НПА в тех случаях, когда первыми в числе органов, принимающих этот акт, указаны Правительство, КГК, Нацбанк, Управление делами Президента, Следственный комитет, Госкомитет судэкспертиз (абз. 3 ч. 2 п. 5 Положения № 112).

Расширен перечень проектов НПА, которые не подлежат криминологической экспертизе. Среди таковых: проекты постановлений Нацбанка о выпуске в обращение банкнот и монет, в том числе памятных банкнот, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, их изъятии из обращения, об установлении ставки рефинансирования Нацбанка, нормативов обязательных резервов, депонируемых в Нацбанке (резервных требований), о минимальном размере уставного фонда банка, небанковской кредитно-финансовой организации, о размере (квоте) участия иностранного капитала в банковской системе (абз. 5 п. 6 Положения № 112).

Также не будет проводиться экспертиза в отношении проектов НПА, регулирующих цены (тарифы) на товары, работы (услуги). Исключение из этого списка – проекты НПА, определяющие порядок установления и применения цен (тарифов) (абз. 6 п. 6 Положения № 112).

Скорректирован перечень документов, прилагаемых к направляемому на экспертизу проекту НПА. К таковым отнесены:

— сопроводительное письмо (за исключением случаев направления проектов НПА посредством  АИС НРПА);

— обоснование необходимости принятия (издания) НПА;

— финансово-экономическое обоснование к проекту НПА;

— справка о согласовании проекта НПА (при наличии);

— таблица неучтенных замечаний и (или) предложений по проекту НПА с мотивированным обоснованием по каждому из них (при наличии);

— заключение обязательной юридической экспертизы или информация о результатах рассмотрения юридической службой проектов НПА (ч. 1 п. 10 Положения № 112).

Для проведения криминологической экспертизы законопроекта, подготовленного для рассмотрения Палатой представителей в 1-м и 2-м чтениях, к законопроекту прилагаются сопроводительное письмо (за исключением случаев направления законопроекта посредством АИС НРПА) и заключение обязательной юридической экспертизы (ч. 2 п. 10 Положения № 112).

Определен перечень специальных принципов и критериев оценки криминологической экспертизы. На их основе проект НПА (НПА) будет подвергаться экспертизе на предмет наличия в нем рисков криминогенного характера (п. 12 Положения № 112, приложение к Положению № 112). Положение № 244 не содержало подобного перечня.

Сокращены сроки проведения криминологической экспертизы. По общему правилу срок проведения криминологической экспертизы составит 7 рабочих дней (ч. 1 п. 13 Положения № 112), ранее – 10 рабочих дней (ч. 1 п. 13 Положения № 244).

Иные сроки проведения криминологической экспертизы могут быть установлены Президентом, Правительством, Администрацией Президента, а также определены в Положении № 112 (ч. 1 п. 13 Положения № 112). Так, криминологическая экспертиза срочного проекта НПА должна проводиться не позднее рабочего дня, следующего за днем получения проекта (ч. 3 п. 13 Положения № 112).

Определен порядок отсчета течения срока проведения криминологической экспертизы. Он начинает течь на следующий день после получения Научно-практическим центром Генеральной прокуратуры проекта НПА с необходимыми прилагаемыми материалами (НПА) (п. 14 Положения № 112).

Установлен перечень случаев, когда криминологическая экспертиза не проводится. К таковым отнесены случаи, когда:

— проект НПА (НПА) направлен на экспертизу субъектом, не имеющим такого права;

— проект НПА не подлежит криминологической экспертизе (исключение составляет случай, когда экспертиза проводится по решению госоргана, который его подготовил);

— не представлены документы, которые должны быть приложены к проекту НПА;

— проект НПА отозван по инициативе субъекта, представившего его на экспертизу (ч. 1 п. 17 Положения № 112).