Светлана Еськова

Начальник управления организации камерального контроля
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


МНС провело круглый стол «ЭСЧФ-2021: особенности выставления и заполнения с учетом изменений, внесенных в
Инструкцию N 15″. В ходе образовательного мероприятия Светлана Владимировна Еськова ответила на вопросы участников. Приведем наиболее интересные из них.

Что необходимо указать в строке 13 «Регистрационный номер выпуска товаров» ЭСЧФ, если экспорт товаров за пределы ЕАЭС оформлялся декларацией на товары для экспресс-грузов, в которой отсутствует регистрационный номер выпуска товаров (графа «С»)?

В отношении товаров, которые вывозятся и оформляются как экспресс-грузы, в декларации на товары для экспресс-грузов указывается не регистрационный номер выпуска товаров, а регистрационный номер ДТЭГ (п. 34 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 142).

В ЭСЧФ такой строки «Регистрационный номер ДТЭГ» нет. Но строку 13 ЭСЧФ при осуществлении экспортных операций заполнить нужно. Это делается следующим образом. В строке 13 ЭСЧФ заполняйте последовательно цифры регистрационного номера декларации на товары для экспресс-грузов (сколько поместится, исходя из маски: xxxxx/yyyyyyyy, где xxxxx — 5 цифр; yyyyyyyy — 8 цифр), а в строке 31 «Дополнительные сведения» укажите информацию о том, что это экспресс-груз, и полный фактический регистрационный номер декларации на товары для экспресс-грузов, например: «Вывоз экспресс-груза, регистрационный номер декларации на товары для экспресс-грузов 34534/010821/23098».

Отмечу, что МНС рассматривается вопрос доработки формы ЭСЧФ для возможности внесения полного регистрационного номера декларации на товары для экспресс-грузов.

Белорусские организации «А» (применяет ОСН) и «Б» (применяет УСН) являются взаимозависимыми. Они заключили 3 договора: договор комиссии, договор оказания услуг, договор купли/продажи ТМЦ. Сумма сделок по договору комиссии превышает 400 000 бел. руб. в год, а по остальным договорам превышения нет. В каких случаях согласно ст. 88 НК организация «А» должна указывать в графе 12 «Дополнительные данные» ЭСЧФ признак «Анализируемая сделка»: по всем договорам или только по договору комиссии?

В первую очередь нужно учитывать, что положения ст. 88 НК работают в корреляции с нормами ст. 97 НК. Так, согласно п. 1 ст. 97 НК обязанность информировать налоговый орган о совершении анализируемой сделки (создавать ЭСЧФ) возникает при наличии факта анализируемой сделки и не зависит от размера сделки и отклонения от рыночных цен. В рассматриваемой ситуации организации «А» и «Б» взаимозависимые. Все сделки между ними являются анализируемыми. То есть организация «А» по всем сделкам и по всем договорам с организацией «Б» должна указывать признак «Анализируемая сделка» в графе 12 «Дополнительные данные» ЭСЧФ (абз. 11 ч. 1 подп. 26. 11 Инструкции N 15). Кроме того, в строке 6.1 ЭСЧФ организация «А», создающая ЭСЧФ как поставщик, должна проставлять признак взаимозависимости: «Взаимозависимое лицо». Признак не проставляется только поставщиком, указавшим в строке 6 «Статус поставщика» статус «Посредник» либо «Комиссионер» (подп. 22.2 Инструкции N 15).

Дополнительно отмечу, что ст. 97 НК не обязывает плательщиков контролировать сделки на предмет превышения их размера 400 000 бел. руб. Этим занимаются налоговые органы. Если по итогам года сумма по всем сделкам превысит величину 400 000 бел. руб., это будет предметом рассмотрения в рамках анализируемых сделок.

Планируется ли введение моратория на привлечение к административной ответственности при некорректном проставлении признаков в ЭСЧФ («Товар, маркируемый средствами идентификации», «Товар, маркированный УКЗ»)? Если да, то на какой срок?

Сегодня мораторий введен до 01.09.2022 только в части мер ответственности по ст. 13.12 КоАП за необеспечение субъектами хозяйствования использования электронных накладных при обороте товаров, маркированных незащищенными средствами идентификации (письмо МНС N 8-2-10/04440).

Пока для плательщиков на Портале не будет реализована возможность указания признаков дополнительных данных «Товар, маркируемый средствами идентификации», «Товар, маркированный УКЗ», ответственность за их неуказание в ЭСЧФ применяться не будет. Предварительно планируется, что новые признаки будут доступны для проставления в ЭСЧФ уже в сентябре — октябре 2021 г., о чем заранее плательщики будут информированы на Портале в разделе «Новости», чтобы они смогли настроить свои учетные системы под новые правила.

Каким образом планируется доработка Портала по ЭСЧФ в части проставления признака «Товар, маркированный УКЗ»: это будет еще один признак или он заменит признак «Товар, маркированный КИЗ»? Добавятся ли при этом изменения в XSD-схемы?

Признак «Товар, маркированный УКЗ» вводится отдельным признаком. Признак «Товар, маркированный КИЗ» останется отдельным признаком, так как его нужно указывать и после 08.07.2021 при реализации остатков товаров, маркированных контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ). После полного использования остатков КИЗ признак «Товар, маркированный КИЗ» не подлежит указанию в ЭСЧФ.

Мы предупредим плательщиков о том, что XSD-схемы будут изменены и что будут введены новые признаки. Информация об этом будет размещена на Портале в разделе «Новости», чтобы плательщики смогли настроить свои учетные системы.

Как проставлять в ЭСЧФ новые признаки «Товар, маркированный УКЗ», «Товар, маркируемый средствами идентификации», если мы ввезли и реализовали товар: только при ввозе или и при реализации товаров?

 Ответы на этот и другие вопросы участников круглого стола читайте в ilex.