На неделе депутаты приняли в первом чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам рекламы». Однако ряд нововведений вызвали дискуссии. Это касалось, например, расширения времени рекламы алкоголя, согласование содержания рекламы и защиты прав потребителей.

Содержание рекламы

Как сообщает пресс-служба Палаты представителей, в соответствии с законопроектом:

– изменяется порядок согласования наружной рекламы и рекламы на транспорте;

– устанавливается запрет на осуществление индивидуальными предпринимателями деятельности по размещению наружной рекламы третьих лиц;

– госоператорам наружной рекламы предоставляется право размещать средства наружной рекламы на государственном недвижимом имуществе без проведения торгов.

При этом рекламораспространителей обяжут по требованию госорганов размещать на принадлежащих им средствах наружной рекламы социальную рекламу государственных праздников, общереспубликанских праздничных дней и памятных дат, а также социальной рекламы в сфере обеспечения государственной и (или) общественной безопасности.

В этой части возникли вопросы из-за согласования содержания рекламы: не повлечет ли это дополнительной нагрузки на бизнес? Как пояснил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, для субъектов хозяйствования в этой части ничего по большому счету не меняется. «Они как подавали рекламные документы в одно окно райисполкома или Мингорисполкома, так и будут подавать и получать в одном окне», – отметил Алексей  Богданов. Но встречаются ситуации, когда специалист райисполкома в силу высокой загруженности пропускает некорректное высказывание или картинку.

Поэтому внутри госорганов будет налажена дополнительная коммуникация гор- и райисполкомов с областью на предмет содержания рекламы. Они изучают, что там изображено, соответствует ли это морально-этическим и культурным ценностям нашего народа, правильно ли написаны призывы.

Таким образом, мы повышаем контроль над содержанием, сутью рекламы.

Если облисполком один раз согласовал сюжет, то субъект хозяйствования может использовать его во всех районах этой области. Если он хочет разместить рекламу в другой области, то должен будет согласовать ее там. Откровенно скажу, это прямой перенос практики, которая есть в Минске. Были предложения, чтобы в каждый из 130 районов подавать пакет документов, согласовывать сюжет. Но зачем? Губернаторы нас поддержали в этом вопросе, – сказал Алексей Богданов.

Блогеры в реестре

Ожидается, что юрлицам и индивидуальным предпринимателям, не включенным в реестр рекламораспространителей, запретят размещать рекламу в интернете. Таким образом, после вступления документа в силу работающим в Беларуси блогерам придется обращаться в МАРТ  для включения их в реестр рекламораспространителей. На данный момент эта процедура производится по уведомительному принципу. В начале 2023 г. Министерство по налогам и сборам Беларуси выпустило разъяснения по налогообложению доходов, полученных блогерами.

Стоит  отметить, что во многих странах власти пытаются поставить деятельность блогеров в рамки закона. С одной стороны, инфлюенсеры имеют много подписчиков, становятся агентами влияния и способствуют продвижению товаров и услуг в интернете. Но существует немало примеров, когда они попадают в эпицентры скандалов. Ряд российских блогеров в 2023 г. стали фигурантами уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов. А отдельных «звезд» соцсетей уличали в мошенничестве при рекламе сомнительных тренингов или товаров.

Продвижение алкоголя

В то же время:

– снимается запрет на размещение рекламы на стеклах электропоездов метрополитена;

– разрешается использование в рекламе слабоалкогольных напитков товарных знаков, содержащих образы людей или животных (по аналогии с рекламой пива).

Законопроектом предусмотрена либерализация некоторых требований к телевизионной и радиорекламе. В частности:

– увеличивается (с 16 до 18 минут в течение каждого часа) время для размещения рекламы в радио- и телепрограммах, транслируемых с 18:00 до 22:00;

– разрешается рекламирование алкогольных напитков в ночное время;

– снимается запрет на размещение рекламы в виде наложений в передачах продолжительностью менее 15 минут;

– увеличивается на один час время для размещения рекламы пива, слабоалкогольных напитков, игорных заведений и азартных игр — с 21:00 до 7:00.

У депутатов вызвало вопросы расширение рекламы алкоголя. Но Алексей Богданов посоветовал не волноваться на этот счет.

В законодательстве уже содержатся довольно жесткие ограничения к такой рекламе. То есть запрещается изображение бутылок, стаканов, процесса употребления алкоголя. Нельзя допускать призывов, что от спиртных напитков будет хорошо. Допускается только бренд алкоголя на фоне нейтральных сюжетов и лозунгов. «Такая практика есть и в других странах», — сказал глава МАРТ. – Было также проведено исследование, которое показало, что в ночное время у экранов телевизоров находится взрослое население, которое способно адекватно воспринимать подобного рода рекламу.

Министр напомнил, что многие западные компании «срезали» рекламные бюджеты в Беларуси. Поэтому уже приходилось «вводить специальный налог, чтобы как-то поддержать наши телеканалы». В итоге пришли к выводу, что предлагаемые новшества закона о рекламе «улучшат экономику белорусских предприятий и телевизионных СМИ, но не приведут к всплеску потребления алкоголя в нашей стране».

Права потребителей

В Палате представителей шла дискуссия и по поводу защиты прав потребителей. Законопроект устанавливает запрет на отказ в заключении договора на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты в том случае, если потенциальный абонент или адресат не дает согласия на получение рекламы.

Очень часто бывает так, что при заключении договора о предоставлении телефонных, электронных услуг пакетом от клиента требуется согласие на получение рекламы различными способами. Если клиент не соглашается, операторы могут отказать предоставлять ему какие-то услуги. Поэтому вводится запрет в сторону защиты потребителей, – пояснил Алексей Богданов.

Таким образом, компании не будут иметь права отказывать  потребителям в этих услугах, если человек не хочет получать рекламу в пакете услуг, на которые он подписывается.