По договору аренды транспортного средства (ТС) без экипажа арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Расходы на содержание арендованного транспортного средства, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, по общему правилу несет арендатор. Однако в договоре аренды стороны могут предусмотреть иные правила <*>.

Как правило, в баке транспортного средства при его передаче арендатору находится некоторое количество топлива. Зачастую у сторон возникают затруднения с тем, как оформить такую передачу, как ее классифицировать и отразить в учете. Выразить свою позицию по таким вопросам мы попросили экспертов — лидеров мнений:

Жилевского Дмитрия, юриста, заместителя директора по общим вопросам и правовой работе ОАО «Элема»;

Раковца Виталия, аудитора ООО «АудитИнком», автора более 2000 публикаций в СМИ и печатных изданиях;

Свентицкую Анну, юрисконсульта ООО «Бейкер Тилли Бел», кандидата юридических наук;

Статкевича Виктора, аудитора, советника по налоговым и финансовым вопросам юридической компании REVERA, члена экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков, автора многочисленных публикаций в печатных изданиях и электронных базах данных;

Фридкина Леонида, консультанта ООО «Бейкер Тилли Бел», члена Совета РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация», члена правления ОО «Белорусский союз налогоплательщиков», эксперта Ассоциации налогоплательщиков, автора многочисленных статей по бухучету, налогам, аудиту, менеджменту в печатных изданиях и электронных базах данных.

Участникам опроса было предложено высказать мнение по следующим вопросам.

Вопрос 1. Нужно ли в договоре указывать, что автомобиль передается с топливом, а также прописывать его конкретное количество и стоимость:

— при передаче транспортного средства арендатору;

— его возврате арендодателю?

Зависит ли это от того, кто несет расходы на эксплуатацию переданного в аренду транспортного средства?

Ответ лидеров мнений

Все эксперты сошлись во мнении, что факт нахождения в баке топлива необходимо документально фиксировать. Где конкретно — есть разные позиции: в договоре, в приложениях к нему, документах на передачу автомобиля. Мнения, надо ли указывать количество и стоимость топлива, тоже разошлись.

Дмитрий Жилевский отмечает, что гражданское законодательство не обязывает фиксировать количество и (или) стоимость топлива в баке ТС на момент его передачи (возврата) в аренду. Однако сторонам целесообразно при передаче ТС в аренду и при его возврате фиксировать остатки топлива в баке, включая его конкретное количество и стоимость в договоре и (или) акте приема-передачи ТС, вне зависимости от того, кто несет расходы на эксплуатацию переданного в аренду ТС.

Рациональность отражения в документах такой информации эксперт обосновывает ее важностью для целей бухучета и определения нормируемых затрат при налогообложении прибыли <*>.

Леонид Фридкин согласен с тем, что сведения о наличии топлива в баке ТС должны указываться в договоре. Эксперт отмечает, что отсутствие указания на наличие, количество и стоимость топлива в баке, а также условия о том, кто несет расходы за топливо, не позволят сторонам договора аренды достоверно отразить бухгалтерские и налоговые последствия хозяйственных операций.

Виктор Статкевич поддерживает позицию о том, что информация о движении топлива (его наличие, количество, вид, стоимость и т.п.), находящегося в баке ТС на момент его передачи в аренду и при его возврате, должна быть документально зафиксирована. Это можно делать в договоре. Однако, по мнению эксперта, данную информацию целесообразно отражать не в договоре аренды, а в документах, которым непосредственно оформлена передача автомобиля (например, акте приема-передачи). Это связано с тем, что заключение договора и передача ТС могут осуществляться не одновременно. Соответственно, указать точное количество топлива на момент его передачи непосредственно в договоре будет затруднительно или вообще невозможно.

Эксперт считает, что в договоре аренды можно просто указать факт того, что автомобиль, возможно, будет передан с топливом в баке, количество и стоимость которого определяется сторонами на момент передачи и указывается в акте.

Виталий Раковец рекомендует указывать информацию о том, что при передаче ТС в аренду в его баке находится топливо, поскольку фактически имеет место передача ТМЦ от одной организации в пользу другой организации. По мнению эксперта, указывать данную информацию следует в договоре и (или) в приложениях к нему (в спецификациях) независимо от того, кто несет расходы по эксплуатации ТС.

Необходимость указания стоимости топлива зависит от того, какие правоотношения возникают при его передаче. Например, при продаже топлива в договоре нужно указать его стоимость, а при его передаче в качестве своего рода принадлежности ТС, когда топливо указано в спецификации, — нет.

Анна Свентицкая считает, что топливо, находящееся в баке автомобиля, является одной из характеристик объекта аренды в силу ч. 1 п. 2 ст. 582 ГК. Поэтому обязанность арендодателя по передаче в аренду автомобиля с топливом в баке должна быть отражена в договоре аренды. Конкретную марку топлива и его количество можно отразить в договоре и в акте приема-передачи ТС либо только в акте. Что касается стоимости топлива, то его не надо отражать, если по условиям договора аренды она учтена при формировании размера арендного платежа.