Законодательством предусмотрено, что ошибка в декларации по НДС (часть I), допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется одним из двух способов:

— изменения отражаются нарастающим итогом в декларации, представляемой за следующий отчетный период;

— до наступления срока представления декларации за следующий отчетный период подается уточненная декларация за прошедший отчетный период (ч. 1 п. 6 ст. 40 НК, ч. 1 и 4 подп. 8.2 Инструкции N 2).

Оба этих способа равнозначны, каких-либо дополнительных условий выбора порядка исправлений законодательством не установлено. Однако есть мнение, что подача уточненной декларации влечет больше возможных рисков для организации. Например, чем больше уточненных расчетов, тем больше вероятность получения баллов для отбора организации в план проверок, возможность увеличения проверяемого периода при проверке сверх 5 лет из-за подачи уточненных расчетов (п. 4 ст. 74 НК, постановление Совмина от 22.01.2018 N 43, приказ МНС от 09.02.2018 N 20).

В связи с этим возникают следующие вопросы. Какой способ предпочтительнее выбирать? А если корректируются прошлые годы, возможна ли вариантность на усмотрение плательщика? Какие риски есть при выборе разных вариантов?

Мы предложили высказать свои позиции по этим и другим вопросам лидеров мнений — экспертов в области налогообложения. Своим мнением поделились:

Янукович Ирина, основатель, соучредитель и руководитель аудиторской компании ООО «ПиК-аудит». Аудитор. Налоговый консультант. DipIFR. Член общественно-консультативного совета по аудиторской деятельности при Минфине. Автор лекций по курсу «Бухгалтерский учет» в Центре повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь по программе подготовки профессиональных бухгалтеров. Автор семинаров по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. Автор главы о налоговой системе Республики Беларусь в 27-м издании книги «Taxes in Europe».

Бурдюк Олег, аудитор, налоговый консультант, заместитель председателя Палаты налоговых консультантов, эксперт Ассоциации налогоплательщиков, лектор в области бухгалтерского учета и налогообложения. Стаж работы в аудите — более 13 лет. Опыт работы с организациями различных форм собственности и отраслевой принадлежности. Автор многочисленных публикаций в печатных изданиях и электронных базах данных по вопросам бухгалтерского учета и налогового законодательства.

Шех Ольга, специалист ООО «Юрспектр». 25-летний профессиональный опыт работы в сфере налогообложения, включая 17 лет в налоговых органах. Автор многочисленных аналитических материалов по вопросам налогового законодательства, в том числе энциклопедии готовых решений по НДС.

 

 

Кроме того, свое мнение по методологии исправления ошибок без оценки рисков при представлении уточненных деклараций высказала Нехай Наталья, аудитор, специалист по налогообложению ООО «Аудиторский центр «Эрудит».

Рассмотрим подробно позиции лидеров мнений на предложенных практических ситуациях.

Ситуация. Организация (исчисляет НДС ежемесячно) шесть лет назад (в апреле 2015 г.) выполнила работы по текущему ремонту гаража с применением ставки НДС 20%. В апреле текущего года выяснилось, что организация могла воспользоваться льготой по подп. 1.12 ст. 94 НК-2015. Как правильно внести изменения в декларацию по НДС, если уменьшается НДС к уплате из-за уменьшения суммы исчисленного налога?

Ответ лидеров мнений

Мнения экспертов разделились.

Так, Ирина Янукович считает, что организация имеет право обратиться в налоговый орган за зачетом (возвратом) переплаты только в течение пяти лет со дня ее взыскания (п. 1, ч. 3 п. 3 ст. 67, ч. 3 п. 3 ст. 66 НК). Поэтому эксперт не видит особого смысла в уменьшении суммы излишне начисленного налога, произошедшем шесть лет назад, так как ее все равно не вернут.

Внесение изменений в декларации по НДС за 2015 г. не повлечет за собой возврата НДС. Такую точку зрения высказала Наталья Нехай. В обоснование она привела следующие нормы законодательства.

В соответствии с п. 5 ст. 66 НК возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится по заявлению плательщика при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней и штрафов. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней подается по установленной форме в налоговый орган не позднее пяти лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Олег Бурдюк думает иначе. Рассуждает он так. Если заказчиком работ является неплательщик НДС, то ошибка согласно подп. 8.3 Инструкции N 2 исправляется путем подачи уточненной налоговой декларации по НДС за 2015 г. (форме, установленной постановлением МНС от 24.12.2014 N 42) с отражением в разделе V «Сведениях по ошибкам» суммы переплаченного НДС в строке «апрель» графы 2 с минусом. Из-за уменьшения исчисленного НДС увеличится сумма налога на прибыль за 2015 г., но сумму переплаченного за 2015 г. НДС вернуть из бюджета нельзя из-за истечения 5-летнего срока с момента его уплаты.

Если заказчиком работ является плательщик НДС, то уменьшение излишне предъявленного НДС возможно только после подписания акта сверки в 2021 г. (п. 8 ст. 105 НК-2015), поэтому изменения в декларации 2015 г. не могут быть отражены.

Ольга Шех поясняет, что проверяемый период при проведении проверки в случае подачи уточненной декларации может быть увеличен. По общему правилу выездная проверка проводится за 5 лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года. Но в случае представления декларации по НДС с изменениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной декларацией по НДС за период, превышающий указанный 5-летний период, проверка проводится за период, за который представлена декларация с изменениями (п. 4 ст. 74 НК).

В рассматриваемой ситуации если организация подаст уточненную декларацию за 2015 г. в связи с тем, что уменьшается сумма исчисленного налога, то проверяемый период не будет увеличен по данному поводу. Кроме того, нужно учитывать, что при определении даты начала проверяемого периода учитывают также сведения о предыдущих проверках (ч. 1 п. 15 Указа N 510).

Ответы на этот и другие вопросы лидеров мнений читайте в ilex.