Организации, эксплуатирующие изделия, оборудование, приборы и иные средства, содержащие драгоценные металлы (далее — драгметаллы), обязаны вести их учет во всех видах и состояниях, а также в ломе и отходах. Методы определения содержания драгметаллов устанавливает руководитель организации. Так, в частности, допускается применение упрощенной системы учета, согласно которой содержание драгметаллов в названных объектах определяется после их списания <*>.

Постановлением от 31.07.2020 N 28 введена норма об особых условиях передачи на переработку электрического и электронного оборудования (далее — ЭЭО), содержащего драгметаллы, в отношении которых применяется упрощенная система учета. Организациям предоставлено право передавать переработчику такое ЭЭО в полной комплектации и не указывать в сопроводительных документах массу содержащихся в нем драгметаллов. В этом случае изъятие деталей, узлов, комплектующих и принятие на учет содержащихся в них драгметаллов осуществляет переработчик. При этом акт демонтажа организации не направляется <*>.

Мы попросили высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, связанным с учетом драгметаллов, содержащихся в ЭЭО, и применением упрощенной системы их учета, лидеров мнений — экспертов, а именно:

Абгаряна Михаила, заместителя директора ООО «Приватаудит». Стаж работы в аудите — более 15 лет. Опыт работы с организациями различных форм собственности и отраслевой принадлежности. Автор многочисленных публикаций в печатных изданиях и электронных базах данных по вопросам бухгалтерского учета и налогового законодательства;

 

Фридкина Леонида, консультанта ООО «Бейкер Тилли Бел». Автор многочисленных статей по бухучету, налогам, аудиту, менеджменту в печатных изданиях и электронных базах данных. Член Совета РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация», член правления ОО «Белорусский союз налогоплательщиков», эксперт Ассоциации налогоплательщиков;

 

Шафранского Валерия, экономиста с многолетним опытом работы. Автор многочисленных материалов в средствах массовой информации и печатных изданиях;

 

 

 

— Старовойтову Галину, магистра экономики. Многолетний опыт работы в Министерстве финансов и Министерстве экономики. Эксперт по проблемным вопросам методологии (постановка, восстановление и оптимизация) бухгалтерского учета и отчетности и налогообложению, финансовому анализу деятельности предприятия и организации внутреннего контроля (аудита), совершенствованию внутреннего документооборота, в т.ч. созданию электронного документооборота. Автор многочисленных публикаций в СМИ и электронных базах данных.

Участникам опроса было предложено высказать мнение по следующим вопросам.

1. Можно ли применять упрощенный способ по вновь принятым на учет объектам, содержащим драгметаллы, а по уже числящимся в учете — вести учет по-старому, т.е. продолжать учитывать драгметаллы (их содержание определено при поступлении имущества в организацию)? Если возможно применение двух способов, нужно ли это при формировании учетной политики на 2021 год предусмотреть в ней?

Ответы лидеров мнений

Эксперты предложили различные варианты оформления решения об одновременном применении двух способов учета драгметаллов.

Отвечая на этот вопрос, В.Шафранский отметил, что в соответствии с ч. 1 — 3 п. 34 Инструкции N 34 драгметаллы, входящие в состав машин, оборудования, инвентаря и принадлежностей, независимо от степени их износа до списания учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах, по данным химических анализов или комиссионно.

Вместе с тем организациям предоставлено право определять содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, после его списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (далее — упрощенная система учета) <*>.

Если организация учитывала лом и отходы драгметаллов в порядке, определенном ч. 1 — 3 п. 34 Инструкции N 34 («обычная система учета»), а с 2021 года принято решение применять упрощенную систему учета, эксперт предлагает в учетной политике сделать следующую запись: «Содержание драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, определять после их списания». При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».

Необходимости указания в учетной политике, что учет лома и отходов драгметаллов до момента изменения порядка его учета осуществляется по «обычной системе учета», не имеется.

Л.Фридкин обращает внимание на то, что упрощенный вариант учета драгметаллов применяется на основании решения руководителя организации. При этом в Инструкции N 34 не оговаривается, обязана ли организация применять этот вариант ко всем объектам, содержащим драгметаллы. Также в Инструкции N 34 не запрещается применять этот способ к вновь принятым на учет объектам, если ранее он не применялся.

В Инструкции N 34 также не уточняется, в какой форме должно выражаться решение руководителя организации по данному вопросу. Поскольку учетная политика утверждается руководителем, то эксперт полагает, что организация может при формировании учетной политики на 2021 год предусмотреть в ней применение двух способов учета драгметаллов. Но тогда придется точно оговорить, к каким конкретно объектам применяется каждый из способов. Это может создать дополнительные затруднения в дальнейшем. Если установить, к каким наименованиям или группам объектов применяется каждый из способов, слишком сложно, то проще не закреплять этот вопрос в учетной политике, а по каждому объекту делать оговорку о применении того или иного варианта в акте о приеме-передаче основных средств. Поскольку акт утверждается руководителем организации, то его решением, предусмотренным ч. 4 п. 34 Инструкции N 34, по мнению эксперта, можно считать наличие в этом документе записи «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».

Г.Старовойтова и М.Абгарян сошлись во мнении, что закреплять применение упрощенного способа учета драгметаллов в учетной политике не нужно.

Г.Старовойтова указывает на отсутствие в Инструкции N 34 запрета на принятие руководителем решения об учете драгметаллов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания относительно драгметаллов, уже находящихся на учете организации на момент принятия указанного решения <*>. Иными словами, руководителем организации подписывается соответствующий распорядительный акт (приказ, распоряжение, др.) и учет может быть организован по удобному способу.

Эксперт считает необходимым отметить, что соответствующим ЛПА, который будет определять учет активов с содержанием драгметаллов, не может быть приказ по учетной политике, потому как учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией <*>. Определение количественного или иного способа учета драгметаллов в имуществе или ломе к бухучету и бухотчетности не имеет отношения, поскольку не содержит стоимостной оценки.

При этом в п. 19 Инструкции N 34 речь идет о приказе руководителя, которым должны назначаться работники, на которых возлагается контроль за использованием драгметаллов, а также на которых возлагается ответственность за сбор, хранение, учет лома и отходов, а также за выполнение объемов их поставки для государственных нужд.

Вывод: способ учета драгметаллов, содержащихся в имуществе организации, осуществляющей его эксплуатацию, определяется решением руководителя и это не приказ по бухгалтерской учетной политике.

М.Абгарян согласен с тем, что Инструкция N 34 не содержит норм, ограничивающих право организации продолжать применять в отношении драгметаллов, содержащихся в оборудовании, приборах, инструментах, числящихся в ее учете на момент перехода на упрощенный способ учета, ранее применявшийся способ. По мнению эксперта, такое одновременное применение двух способов учета должно быть закреплено в решении руководителя о переходе на упрощенный способ учета драгоценных металлов. Вносить изменения в учетную политику при этом нет необходимости.