Ряд вопросов, которые должны быть рассмотрены на годовом общем собрании участников (далее — годовое собрание), законодатель обязывает решать исключительно в очной форме <*>. Такая форма проведения собрания подразумевает, что его участники совместно присутствуют при обсуждении вопросов повестки дня и принятии решений по ним <*>. Однако законодатель не разъясняет, что следует понимать под “совместным присутствием”. Кроме того, в условиях пандемии коронавируса особую актуальность приобретает использование средств видео-конференц-связи (Skype, Viber, Zoom и пр.) (видеосвязь). В связи с этим на практике возникает ряд вопросов, связанных с проведением годового собрания по видеосвязи. Разобраться в данной теме нам помогут лидеры мнений, эксперты в области права:

Барановский Андрей Федорович,
адвокат Минской городской коллегии адвокатов, в прошлом — судья экономического и районного судов;
Жилевский Дмитрий Владимирович,
юрист, специалист рынка ценных бумаг, заместитель директора по общим вопросам и правовой работе ОАО “Элема”;
Малиновский Евгений Иосифович,
адвокат и управляющий партнер Адвокатского бюро Евгения Малиновского.

Вопрос 1. Допустимо ли провести годовое собрание по видео-конференц-связи? Можно ли при таком подходе форму проведения собрания расценивать как очную?

Ответ лидеров мнений

Все эксперты сходятся во мнении, что действующим законодательством вопрос возможности проведения годового собрания в очной форме по видеосвязи в настоящее время не урегулирован.

Д.В.Жилевский подчеркивает, что в Законе о хозобществах отсутствует указание на то, что проведение годового собрания возможно с использованием средств видео-конференц-связи, но в то же время отсутствует и запрет на их использование.

Эксперт также отмечает, что легальное определение понятий “видеосвязь” или “видеоконференцсвязь” в законодательстве Республики Беларусь отсутствует, однако понятие “видеоконференцсвязь” используется в судебной практике, например в ст. 176-1 ХПК, 185-1 ГПК, 224-1 УПК. Если исходить из указанных норм, то можно сделать вывод, что законодатель допускает для проведения судебных заседаний или отдельных процессуальных действий использование средств видеоконференцсвязи. А следовательно, приравнивает такие заседания или действия к проводимым в обычном порядке, подразумевающем совместное присутствие участвующих лиц в одном помещении или в пределах одного определенного пространства.

Все эксперты придерживаются единого мнения, что допустимо провести годовое собрание по видеосвязи. При этом А.Ф.Барановский и Е.И.Малиновский полагают, что проведение общего собрания участников хозобщества (общее собрание, собрание) с использованием видео-конференц-связи можно отнести к очной форме проведения такого собрания. Свою позицию эксперты аргументируют, прежде всего, тем, что при использовании программ, позволяющих проведение собрания по видеосвязи, обеспечивается право участников на непосредственное обсуждение вопросов повестки дня и принятие решений по ним, выражение своего волеизъявления в режиме реального времени.

А.Ф.Барановский подчеркивает, что анализ положений ч. 2 ст. 42 Закона о хозобществах говорит о том, что определяющим критерием для очной формы является совместное обсуждение вопросов повестки дня и принятие решений.

Е.И.Малиновский отмечает, что законодатель не ограничивает возможность совместного присутствия и обсуждения исключительно личным физическим присутствием лиц, принимающих участие в собрании, в одном помещении. Эксперт полагает, что при проведении собрания по видеосвязи при условии включения каждым участником микрофонов и видеокамер на своих устройствах есть основания утверждать, что такое собрание было проведено в очной форме.

Д.В.Жилевский указывает на то, что, несмотря на отсутствие физического присутствия лиц в одном помещении, использование видео-конференц-связи позволяет не только видеть и слышать друг друга, но и фиксировать объективный ход событий. Это, в свою очередь, дает основание утверждать, что использование видеосвязи позволяет получить такой же результат годового собрания участников хозобщества, фиксируемый на бумажном и (или) электронном носителе, как и при традиционном физическом совместном присутствии участников в одном помещении.

Вместе с тем эксперт обращает внимание, что формулировка “совместное присутствие лиц” впервые была использована в редакции Закона о хозобществах, действующей с 02.08.2006 <*>: тогда на практике средства видео-конференц-связи в Республике Беларусь не только не применялись, но даже и не употреблялись в качестве термина. Это дает основания утверждать, что законодатель имел в виду именно физическое совместное присутствие лиц в одном помещении. Поэтому однозначно утверждать, что проведение общего собрания участников по видеосвязи является очной формой проведения собрания, безосновательно. В этой части норма ч. 2 ст. 42 Закона о хозобществах требует уточнения со стороны законодателя.

Все эксперты отмечают, что сформированной судебной практики по данному вопросу в Республике Беларусь в настоящий момент нет. Вместе с тем Д.В.Жилевский обращает внимание, что такая практика есть в Российской Федерации. В случае оспаривания решений органов управления юрлиц, заседания которых проводились с использованием систем видео-конференц-связи, российские суды признают такое участие правомерным, если применение видеосвязи позволило идентифицировать лиц, принимающих участие в собрании, а также установить волеизъявление каждого из указанных лиц (постановление ФАС Московского округа от 25.10.2011 по делу N А40-113202/09-62-790, определение ВАС РФ от 11.03.2012 N ВАС-1972/12 по делу N А40-113202/09-62-790, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 N 15АП-4482/2013 по делу N А32-27215/2012).

Вопрос 2. В каких случаях (при каких обстоятельствах) проводить годовое собрание по видео-конференц-связи оправданно и целесообразно, а в каких — от этого стоит воздержаться?

Ответ лидеров мнений

По мнению Д.В.Жилевского, целесообразность проведения годового собрания с использованием средств видео-конференц-связи должна определяться в каждом конкретном случае с учетом имеющихся обстоятельств. Так, распространение COVID-19 объективно способствует более активному использованию средств видео-конференц-связи во всех сферах жизнедеятельности, где необходимо физическое совместное присутствие лиц, в том числе и при проведении общих собраний. В качестве примера эксперт приводит абз. 2 п. 1 постановления Совмина от 22.05.2020 N 305. Указанная норма предписывает проводить согласительные совещания в Совмине с использованием технических средств связи, в том числе видеоконференцсвязи, в целях обеспечения минимального присутствия работников в одном помещении.

Эксперт также обращает внимание, что закрытие госграниц многих государств из-за COVID-19 влечет невозможность физического присутствия участников хозобщества, являющихся нерезидентами. В результате этого может возникнуть ситуация, когда проведение правомочного общего собрания возможно только с использованием средств видео-конференц-связи.

Е.И.Малиновский считает, что годовое собрание целесообразно провести по видеосвязи в ситуации, когда его проведение в стандартной, привычной участникам форме и личное присутствие всех участников в помещении невозможно. Например, годовое собрание назначено на 30 марта, а один или несколько участников с общим количеством голосов более 50% находятся за пределами страны, имеют заболевания, препятствующие их физическому присутствию, и т.д.

В продолжение темы эксперты ответят:

Обязательно ли, чтобы возможность и (или) порядок проведения собрания с использованием видео-конференц-связи были закреплены в уставе и (или) ЛНПА хозобщества? Что можно и стоит предпринять, если в уставе и (или) ЛНПА этот вопрос не урегулирован, а собрание будет проводиться онлайн?

Какие моменты (сведения) целесообразно включить в решение о созыве и проведении годового собрания по видео-конференц-связи, а также в уведомление участников хозобщества об этом по сравнению со «стандартным» годовым собранием?

Как осуществить регистрацию участников годового собрания, проводимого с использованием видео-конференц-связи, чтобы требования законодательства были соблюдены? Как в такой ситуации организовать предъявление участниками необходимых документов (паспорт, доверенность и т.п.), проставление подписей в списке лиц, зарегистрировавшихся для участия в собрании?

А также на другие вопросы.