Суть проблемы: Преференциальная поправка дает серьезные преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками, при оценке и сравнении предложений в рамках процедуры госзакупки. Однако неверное применение норм о преференциальной поправке может существенно повлиять на результаты проведенной процедуры. Чтобы не допустить ошибок и предотвратить возможные нарушения, мы обратились за ответами к экспертам в сфере госзакупок.

Своим мнением поделились:

Третьякова И.В.,
начальник отдела координации контроля государственных закупок управления государственных закупок МАРТ

 

Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук, доцент, медиатор
Бенсман М.В.,
адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Вопрос 1. Каким образом поступить заказчику в случае, если предложение участника превышает ориентировочную стоимость предмета закупки, однако после применения к цене его предложения преференциальной поправки его необходимо выбрать участником-победителем госзакупки?

Ответ лидеров мнений

Все эксперты сошлись во мнении, что при отсутствии необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя. При этом высказано мнение, что также можно уменьшить объем (количество) закупаемого предмета госзакупки или его части (лота), но не более чем на 10%. Если в этом случае общая стоимость приобретаемого предмета закупки составит сумму, не превышающую первоначально определенную заказчиком ориентировочную стоимость предмета закупки, заказчик сможет заключить договор с таким участником-победителем.

Также высказано мнение, что если у заказчика имеются необходимые средства на приобретение предмета госзакупки (по цене предложения) либо они дополнительно выделяются, то можно продолжить проведение процедуры закупки и заключить договор. Подробнее ниже см. ответы экспертов.

Третьякова И.В.: Первый вариант действий. Комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки, предусмотренного п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках <*>. То есть если у заказчика отсутствуют финансирование в размере предложения и целесообразность уменьшения объема (количества) предмета закупки, то комиссия отклоняет все предложения. Процедура признается несостоявшейся в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о госзакупках.

Второй вариант. Применяется, если у заказчика имеются необходимые средства на такое приобретение (по цене предложения) либо они дополнительно выделяются. Соответственно можно продолжить проведение процедуры закупки и заключить договор госзакупки.

Амельченя Ю.А.: Данная ситуация применима для открытого и закрытого конкурсов и процедуры запроса ценовых предложений, где участники в своих предложениях представляют сведения о цене предложения <*>.

Преференциальная поправка применяется исключительно для целей оценки и сравнения предложений <*>.

И действительно при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений договор госзакупки с участником-победителем, к цене предложения которого применена преференциальная поправка, заключается по цене предложения этого участника.

Что касается возможных действий заказчика (организатора), а точнее, комиссии по госзакупкам, то при отсутствии необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки (в пределах 10%) комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя <*>.

Бенсман М.В.: В данном случае у заказчика есть два варианта действий.

Первый вариант, как и было указано ранее, это отклонить все предложения до выбора участника-победителя по причине отсутствия необходимого объема финансирования <*>. Согласно указанным нормам комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки, предусмотренного п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках.

В этом случае процедура госзакупки признается несостоявшейся <*>.

Второй вариант — это уменьшить объем (количество) закупаемого предмета госзакупки и (или) его части (лота), но не более чем на 10% <*>. Если в этом случае общая стоимость приобретаемого предмета закупки составит сумму, не превышающую первоначально определенную заказчиком ориентировочную стоимость предмета закупки, заказчик сможет заключить договор с таким участником-победителем.

В продолжение темы эксперты ответят на следующие вопросы:

— как поступить заказчику, если участник заявил о том, что имеет право на применение преференциальной поправки, однако не указал ее размер;

— как лучше поступить, если после размещения на ЭТП информации о проведении процедуры госзакупки заказчик обнаружил, что указал условия применения преференциальной поправки в разделе о требованиях к участнику.