Суть проблемы: Преференциальная поправка дает серьезные преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками, при оценке и сравнении предложений в рамках процедуры госзакупки. Однако неверное применение норм о преференциальной поправке может существенно повлиять на результаты проведенной процедуры. Чтобы не допустить ошибок и предотвратить возможные нарушения, мы обратились за ответами к экспертам в сфере госзакупок.
Своим мнением поделились:
Вопрос 1. Каким образом поступить заказчику в случае, если предложение участника превышает ориентировочную стоимость предмета закупки, однако после применения к цене его предложения преференциальной поправки его необходимо выбрать участником-победителем госзакупки?
Ответ лидеров мнений
Все эксперты сошлись во мнении, что при отсутствии необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя. При этом высказано мнение, что также можно уменьшить объем (количество) закупаемого предмета госзакупки или его части (лота), но не более чем на 10%. Если в этом случае общая стоимость приобретаемого предмета закупки составит сумму, не превышающую первоначально определенную заказчиком ориентировочную стоимость предмета закупки, заказчик сможет заключить договор с таким участником-победителем.
Также высказано мнение, что если у заказчика имеются необходимые средства на приобретение предмета госзакупки (по цене предложения) либо они дополнительно выделяются, то можно продолжить проведение процедуры закупки и заключить договор. Подробнее ниже см. ответы экспертов.
Третьякова И.В.: Первый вариант действий. Комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки, предусмотренного п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках <*>. То есть если у заказчика отсутствуют финансирование в размере предложения и целесообразность уменьшения объема (количества) предмета закупки, то комиссия отклоняет все предложения. Процедура признается несостоявшейся в соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о госзакупках.
Второй вариант. Применяется, если у заказчика имеются необходимые средства на такое приобретение (по цене предложения) либо они дополнительно выделяются. Соответственно можно продолжить проведение процедуры закупки и заключить договор госзакупки.
Амельченя Ю.А.: Данная ситуация применима для открытого и закрытого конкурсов и процедуры запроса ценовых предложений, где участники в своих предложениях представляют сведения о цене предложения <*>.
Преференциальная поправка применяется исключительно для целей оценки и сравнения предложений <*>.
И действительно при проведении конкурсов, процедур запроса ценовых предложений договор госзакупки с участником-победителем, к цене предложения которого применена преференциальная поправка, заключается по цене предложения этого участника.
Что касается возможных действий заказчика (организатора), а точнее, комиссии по госзакупкам, то при отсутствии необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки (в пределах 10%) комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя <*>.
Бенсман М.В.: В данном случае у заказчика есть два варианта действий.
Первый вариант, как и было указано ранее, это отклонить все предложения до выбора участника-победителя по причине отсутствия необходимого объема финансирования <*>. Согласно указанным нормам комиссия по госзакупкам вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования у заказчика и нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета госзакупки, предусмотренного п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках.
В этом случае процедура госзакупки признается несостоявшейся <*>.
Второй вариант — это уменьшить объем (количество) закупаемого предмета госзакупки и (или) его части (лота), но не более чем на 10% <*>. Если в этом случае общая стоимость приобретаемого предмета закупки составит сумму, не превышающую первоначально определенную заказчиком ориентировочную стоимость предмета закупки, заказчик сможет заключить договор с таким участником-победителем.
В продолжение темы эксперты ответят на следующие вопросы:
— как поступить заказчику, если участник заявил о том, что имеет право на применение преференциальной поправки, однако не указал ее размер;
— как лучше поступить, если после размещения на ЭТП информации о проведении процедуры госзакупки заказчик обнаружил, что указал условия применения преференциальной поправки в разделе о требованиях к участнику.