Суть вопроса:
В соответствии с последней редакцией ТК штрафы, взыскиваемые с нанимателя, не могут быть удержаны с работника как материальный ущерб <*>. В свою очередь, в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда N 2 указано, что штрафы, взысканные с нанимателя по вине работника, входят в перечень прямого действительного ущерба. Таким образом, норма постановления Пленума Верховного Суда N 2 противоречит норме ТК. Можно ли в настоящее время удержать с работника штраф, взысканный с нанимателя? Будут ли в постановление Пленума Верховного Суда N 2 вноситься изменения? Применяется ли постановление Пленума Верховного Суда N 2 в части, которая не противоречит ТК?
Свое мнение по вопросам высказали:
Следует руководствоваться нормами ТК, а также постановлением Пленума Верховного Суда N 2 в части, не противоречащей ТК
Ответ лидера мнений
Материальная ответственность работника заключается в его обязанности возместить нанимателю причиненный ущерб. Для привлечения работника к материальной ответственности обязательно одновременное наличие следующих условий <*>:
1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей;
2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника;
3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;
4) вины работника в причинении ущерба.
Действительно, Пленум Верховного Суда, рассмотрев материалы обобщения судебной практики по делам о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей, в 2002 году указал судам, что при определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, в том числе штрафы, взысканные с нанимателя по вине работника <*>.
Однако за это время произошли изменения не только в трудовом праве, но и в иных сферах (отраслях права). Так, с учетом того что все действия и (или) бездействие юрлица происходят по воле конкретного физического (должностного) лица, административное право пошло по пути персонализации ответственности. В частности, из санкций ст. 9.14, ч. 3 ст. 9.15, ст. 9.17, ч. 4 ст. 9.19 КоАП исключена оговорка, регламентирующая привлечение к административной ответственности юрлица.
На примере ч. 1 ст. 9.19 КоАП можно убедиться, что вопрос о признании виновным в правонарушении и, как следствие, привлечении к административной ответственности решается органом, ведущим административный процесс.
Законодатель, внеся изменения в ст. 400 ТК, воспринял установившуюся за последние годы практику. Так, если орган, ведущий административный процесс, принял решение о привлечении к административной ответственности именно юрлица, то переложить эту ответственность на работника уже не представляется возможным. По нашему мнению, это правильно.
С учетом норм п. 4 ст. 23 Закона о нормативных правовых актах при рассмотрении вопроса о привлечении работников к материальной ответственности следует руководствоваться нормами ТК, а также иных НПА в части, не противоречащей ТК.
Поскольку последние изменения в постановление Пленума Верховного Суда N 2 вносились в 2005 году, можно ожидать, что Пленум Верховного Суда по мере накопления судебной практики внесет соответствующие изменения и дополнения.