Суть проблемы: Указ N 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», а также принятое в его исполнение Положение N 88 применяются до 1 июля 2021 г. Далее необходимо будет руководствоваться Законом о госзакупках. В преддверии данных изменений мы провели опрос и узнали, как заказчики и участники готовятся к изменениям, какие при этом есть сложности и опасения, а также каких улучшений они ожидают. В опросе приняли участие 86 представителей различных организаций.

Результаты опроса прокомментировали:

Амельченя Ю.А.,
кандидат юридических наук,
доцент, медиатор
Бенсман М.В.,
адвокат Минской городской коллегии адвокатов,
управляющий партнер адвокатского бюро
«Кунцевич, Бенсман и партнеры»

1. Подготовительные мероприятия

Вопрос к экспертам: Каким образом заказчикам и участникам следует готовиться к изменениям в порядке проведения процедур закупок при строительстве за счет средств бюджета с 1 июля 2021 г.? Какие способы и мероприятия, кроме указанных участниками опроса, еще можно для этого использовать, на что обратить внимание в первую очередь?

Ответ лидеров мнений

Эксперты сошлись во мнении, что при подготовке к предстоящим изменениям важно прежде всего изучить законодательство о госзакупках. Также при необходимости направить сотрудников, обеспечивающих проведение госзакупок, членов комиссии по госзакупкам на обучение по согласованным с МАРТ образовательным программам дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок. Можно также начинать разрабатывать локальные правовые акты в случае их отсутствия. Также высказано мнение, что до 1 июля 2021 г.:

— при отсутствии комиссии по госзакупкам следует продумать ее состав и подготовить приказ (распоряжение) о ее создании;

— следует определить, какие товары (работы, услуги) заказчику потребуются с 1 июля 2021 г. в сфере строительства, и соотнести их с кодами ОКРБ 007-2012. При необходимости сделать запрос о разъяснении позиций классификатора;

— в связи с электронным форматом процедур госзакупок заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП, если такой аккредитации нет.

Подробнее см. ответы экспертов.

Амельченя Ю.А.: В первую очередь необходимо изучить законодательство о госзакупках. В частности, Закон о госзакупках, постановления N 395 и N 206, постановление МАРТ N 35 и другие НПА.

Также важно продумать состав комиссии по госзакупкам и подготовить приказ (распоряжение) о ее создании как постоянно действующей или для проведения конкретной процедуры госзакупки, если планируется проведение конкурентных процедур закупок (открытый конкурс, закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений). Для закупки из одного источника и биржевых торгов создание комиссии не требуется.

В случае наличия у заказчика постоянно действующей комиссии по госзакупкам отдельно создавать комиссию по госзакупкам при строительстве не требуется. В полномочия ранее созданной постоянно действующей комиссии по госзакупкам будут входить все госзакупки, в том числе для целей строительства. Если требуется создать отдельно постоянно действующую комиссию по госзакупкам для приобретения товаров (работ, услуг) для строительства объектов, то она может быть создана исключительно для таких госзакупок.

Можно начинать разрабатывать локальные правовые акты в случае их отсутствия — регламент работы комиссии по госзакупкам, определить структурное подразделение или определенного работника для организации и проведения процедур госзакупок. При необходимости обучить работников, а также членов комиссии по госзакупкам по программам дополнительного образования взрослых по госзакупкам, согласованным с МАРТ.

Вносить изменения в существующие локальные правовые акты о госзакупках, действующие у заказчика (организатора), не требуется. Если только, например, не будет принято решение о создании отдельной комиссии по госзакупкам при проведении процедур госзакупок, предметом которых выступают товары (работы, услуги) для строительства.

Следует также определить, какие товары (работы, услуги) заказчику потребуются с 1 июля 2021 г. в сфере строительства, и соотнести их с кодами ОКРБ 007-2012 для целей определения однородных товаров (работ, услуг) как относящихся к одному подвиду. Это требуется для формирования годового плана госзакупок. При необходимости запросить о разъяснении позиций данного классификатора у научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации».

Можно определить, какие виды процедур госзакупок потребуется проводить с 1 июля 2021 г., соответственно, проанализировать примерные формы документов по процедурам госзакупок, утвержденные постановлением МАРТ N 56.

Поскольку при проведении каждой процедуры госзакупок требуется определение ориентировочной стоимости предмета госзакупки, то необходимо четкое понимание того, каким образом такая ориентировочная стоимость будет определяться для сферы строительства (постановление МАРТ N 35). Установлено, что среди трех способов определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки изучение конъюнктуры рынка является приоритетным. Одновременно использование иных способов допускается в случаях, предусмотренных, в частности, подп. 1.4 п. 1 постановления МАРТ N 35, то есть проектно-сметного способа, который применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета госзакупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Тем самым, полагаем, проектно-сметный способ при приобретении товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства), будет обязательным. Применение способа изучения конъюнктуры рынка может быть осуществлено по решению заказчика (организатора), но не является обязательным. Также обращаем внимание на то, что в приведенных нормах отсутствуют какие-либо особенности в применении проектно-сметного способа, касающегося товаров для целей строительства и, например, работ, что исключает вывод о том, что при приобретении работ применяется проектно-сметный способ, а при приобретении товаров — изучение конъюнктуры рынка.

При наличии сомнений в понимании норм заказчик заранее может обратиться за соответствующим разъяснением в уполномоченный государственный орган по госзакупкам — МАРТ.

Также следует определиться с тем, будет ли заказчик сам проводить процедуры госзакупок либо для этой цели он привлечет организатора.

Следует отметить, что в сфере госзакупок конкурентные открытые процедуры госзакупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проводятся в электронном формате на электронных торговых площадках (ЭТП):

— ЭТП информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;

— ЭТП открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

В связи с электронным форматом процедур госзакупок заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП, если такой аккредитации нет.

Бенсман М.В.: Указ N 223 регулирует все закупки при строительстве объектов, финансирование которых полностью или частично осуществляется за счет бюджетных и приравненных к ним средств, вне зависимости от того, кем и за счет каких средств проводятся конкретные закупки. В отличие от Указа N 223, Закон о госзакупках регулирует порядок проведения исключительно закупок, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов и проводимых получателями таких средств.

На практике заказчики при строительстве, являющиеся получателями бюджетных средств, в большинстве случаев сами проводят закупки работ (услуг) проектных организаций для разработки проектной документации и работ подрядчика (генподрядчика) для строительства объекта. Кроме того, такие заказчики нередко закупают услуги инженерных организаций и в некоторых случаях оборудование. Именно такие закупки будут подпадать под определение понятия «государственная закупка», приведенного в Законе о госзакупках, и регулироваться его нормами.

Что же касается заключения договоров генподрядчика с субподрядчиками, привлекаемыми для выполнения работ на объекте строительства, и договоров, заключаемых им же на приобретение материалов, то такие закупки под понятие «государственная закупка» не подпадают. Нормы Закона о госзакупках на них распространяться не будут, и, соответственно, для обеспечения эффективности проведения таких закупок лицам, их осуществляющим, целесообразно разработать в своей организации локальный правовой акт, регулирующий порядок их проведения.

При подготовке такого локального правового акта следует учесть, что для обеспечения эффективности использования средств организации, при осуществлении закупок в строительстве за счет собственных средств, целесообразно заключать договоры посредством проведения конкурентных процедур. Порядок проведения таких процедур определяется организацией самостоятельно. При этом организация вправе установить порядок проведения таких процедур, как аналогичный порядку закупок за счет собственных средств, определенному постановлением N 229, так и аналогичный порядку, установленному постановлением N 88.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что заказчик (организатор) включает в состав комиссии преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по госзакупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок, а также при необходимости лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом госзакупки (ч. 3 п. 2 ст. 14 Закона о госзакупках).

Таким образом, заказчикам строительства объектов, финансируемого за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, следует обеспечить изучение сотрудниками, обеспечивающими проведение таких закупок, норм законодательства о госзакупках и их обучение по согласованным с МАРТ образовательным программам дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок.

Какие вопросы применения Закона о госзакупках вызывают опасения/сложности в случае проведения процедур госзакупок при строительстве с 1 июля 2021 г., а какие изменения улучшают порядок проведения таких закупок читайте в ilex.