Нацбанк вынес на общественное обсуждение проект указа, который призван увеличить безналичные расчеты в течение 2 лет. Предлагается существенно снизить максимальную сумму платежа наличными. Кроме того, планируется повысить вознаграждение, выплачиваемое от суммы безналичного платежа и не облагаемое подоходным налогом с физических лиц. Эти новшества направлены также на уменьшение размера «теневой экономики» и рост поступлений в бюджет.

Правительство хочет внести изменения в указ от 16 октября 2014 г. № 493 «О развитии безналичных расчетов». Так, проектом документа предусматривается в течение 2024–2025 гг. снижение предельного платежа наличными, принимаемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от физлиц при продаже им товаров (работ, услуг), с 500 базовых величин (сейчас это 20 тыс. рублей) до 100 базовых величин (4 тыс. рублей).

Снижение лимита собираются проводить поэтапно:

— с 1 июля 2024 г. он уменьшится до 400 БВ;

— с 1 января 2025 г. – до 300 БВ;

— с 1 июля 2025 г. – до 200 БВ;

— с 1 января 2026 г. – до 100 БВ.

В 2021 г. потолок максимального платежа наличными снизили с 1000 БВ до 500 БВ.

Одновременно нормы проекта указа направлены на усиление стимулирующей меры в отношении физических лиц – покупателей по использованию безналичных платежей за товары (работы, услуги). Предлагается повысить вознаграждение, выплачиваемое от суммы безналичного платежа и не облагаемое подоходным налогом с физлиц, с 2 до 10%.

По информации Национального банка, принятие документа послужит дальнейшему развитию программ лояльности, предусматривающих выплаты физлицам вознаграждения за расчеты по безналу, что будет стимулировать людей к более активному проведению безналичных платежей.

В обосновании проекта указа говорится, что корректировки норм действующего законодательства направлены на «противодействие фактам выплаты зарплат „в конвертах“, стимулирование роста безналичных платежей и сокращение размера „теневой экономики“».

По данным Белстата, в 2021 г. удельный вес ненаблюдаемой экономики в валовой добавленной стоимости составил 12,1%. По сравнению с предыдущим годом доля снизилась на 0,3 процентного пункта. Однако эта тенденция имеет неустойчивый характер. Так, например, в 2020 г. уровень ненаблюдаемой экономики увеличился на 0,7 процентного пункта по сравнению с 2019 г.

Наряду с этим практика проведения контрольных мероприятий налоговыми органами свидетельствует о сокрытии наличной выручки субъектами хозяйствования.

По подсчетам Нацбанка, доля безналичных операций в общем объеме операций с использованием банковских платежных карточек на 1 октября 2023 г. достигла 67,9%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла на 3,5 процентного пункта.

В Министерстве по налогам и сборам, по инициативе которого был разработан проект указа, сделали вывод, что снижение объемов ненаблюдаемой экономики будет коррелировать с темпом прироста доли безналичных расчетов, а также увеличит налоговые поступления в бюджет.

Внедрение дистанционного контроля за выручкой субъектов торговли и проведение контрольных мероприятий с использованием сведений системы контроля кассового оборудования, по мнению МНС, окажет влияние, в том числе, на снижение уровня ненаблюдаемой экономики в валовой добавленной стоимости оптовой и розничной торговли, а также деятельности по ремонту автомобилей и мотоциклов. Так, удельный вес «теневой экономики» в оптовой и розничной торговле по итогам 2021 г. составил 8,7% и снизился по сравнению с 2019 г. на 2,5 ппроцентных пункта.

По расчетам разработчиков, принятие проекта указа увеличит внереализационные расходы 17 банков  Беларуси на более чем 102 млн рублей за счет выплачиваемого банками дохода физлицам. Люди, в свою очередь, станут богаче на эту сумму.

Дополнительные доходы бюджета в 2024 г. (из расчета 9 месяцев) оцениваются в 2,2 млн рублей. Предполагается, что дополнительные поступления в казну в 2025–2027 гг. сохранятся на уровне 2024 г.

Стоит отметить, что при большей доле безналичных расчетов проще контролировать расходы и доходы людей. Поэтому предложенные законодательные изменения среди прочего позволят налоговым органам развивать дистанционный камеральный контроль соответствия расходов доходам физлиц.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/