В 2021 году в странах ЕАЭС запланировано ввести маркировку молочной продукции средствами идентификации. К примеру, в РФ с 20 января 2021 года предполагается маркировать молоко и сливки со сроком хранения от 28 суток, а также мороженое.

Чтобы ознакомить с грядущими изменениями производителей (экспортеров) молочной продукции, МНС при организационной поддержке ООО «ЮрСпектр» 28 сентября 2020 г. провело международную онлайн-конференцию «Перспективы введения маркировки молочной продукции средствами идентификации в Республике Беларусь и странах Евразийского экономического союза».

Спикерами выступили в том числе представители республиканских органов государственного управления, национальных операторов систем маркировки России и Беларуси, производителей оборудования для маркировки продукции, а также разработчиков соответствующего программного обеспечения.

Рассмотрим наиболее важные вопросы, освещенные в ходе конференции.

Системные подходы к введению маркировки товаров средствами идентификации в ЕАЭС 

Наталья Владимировна Ляхова, заместитель директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), разъяснила основные подходы к маркировке товаров в ЕАЭС.

Так, основной НПА в этой сфере — Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, вступившее в силу с 29.03.2020 (далее – Соглашение).

Этот документ принимался с целью выработать унифицированный механизм введения маркировки на территории ЕАЭС в отношении единого согласованного перечня товаров. Однако практика показала, что государства — члены ЕАЭС по-разному подходят к выбору товаров, на которые может распространяться маркировка, по-разному готовы к ее введению технологически. В связи с этим решался вопрос, как без пересмотра заложенных Соглашением базовых принципов разработать порядок маркировки, который не создавал бы барьеров для движения товаров между государствами – членами ЕАЭС.

В итоге остановились на следующей концепции. Совет ЕЭК отдельными решениями утверждает перечни товаров, подлежащих маркировке, а также дату, ранее которой не может быть введен запрет на оборот немаркированных товаров. При этом:

— государства – члены ЕАЭС самостоятельно определяют дату введения и порядок маркировки товаров на своей территории;

— если маркировка введена не всеми странами — до введения маркировки специальный орган страны, которая этого не сделала (оператор), обеспечивает производителей (иных участников оборота товаров) кодами маркировки государства — члена ЕАЭС, которое такую маркировку ввело;

Справочно
В Беларуси функции оператора национальной системы маркировки товаров возложены на издательство «Белбланкавыд» <*>.

— если несколько стран вводят маркировку на своих территориях — они обеспечивают взаимное признание средств идентификации.

На сегодня уже принято пять таких НПА в отношении обуви, товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, шин и покрышек, фотокамер и вспышек к ним <*>. И в настоящее время рассматривается вопрос о принятии подобного решения в отношении молочной продукции.

Кроме того, в июле 2020 г. Евразийский межправительственный совет отдал Совету ЕЭК распоряжение определить базовую технологическую организационную модель системы маркировки. Ее цель – обеспечить унифицированные подходы к маркировке товаров средствами идентификации, в том числе в случае, если решение о введении маркировки товаров, предусмотренное п. 1 ст. 5 Соглашения, не принято Советом ЕЭК. Планируется, что такая базовая модель будет использоваться при введении маркировки в отношении новых групп товаров <*>.

Вместе с тем докладчик акцентировала внимание на существующей проблеме применения защиты средств идентификации. Так, 1 июля 2021 г. на территории Союза должны быть введены единые способы защиты средств идентификации. Например, в РФ и с этой целью используют криптохвост (одна из частей кода маркировки, которая генерируется оператором и является кодом проверки). Однако на сегодня этот вопрос находится на начальной стадии обсуждения. Возможно, сроки введения единых способов защиты средств идентификации будут сдвинуты. Названные обстоятельства имеют значение для решения основной задачи маркировки (в том числе молочной продукции) – обеспечения легального перемещения товаров и контроля за фальсификатом и контрафактом.

На конференции также поднимались вопросы касательно:

— российского опыта подготовки к маркировке молочной продукции, в том числе перечня продукции, в отношении которой вводится обязательная маркировка, и сроков ее введения;

— способа включения союзных норм, касающихся маркировки товаров средствами идентификации, в национальную правовую систему;

— вариантов маркировки молочной продукции в Беларуси;

— нюансов формирования электронных паспортов молочной продукции для целей маркировки средствами идентификации.

Подробнее об этом читайте в ilex.