Закон № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 354-З) вступил в силу с 4 февраля 2024 г. С Сергеем Новиковым, консультантом отдела регулирования закупок управления государственных закупок МАРТ, ilex.by побеседовал об основных новациях и подходах данного документа. 

Сергей Сергеевич Новиков

консультант отдела регулирования закупок
управления государственных закупок
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь


– Сергей Сергеевич, чем обусловлена необходимость вносимых изменений и дополнений в
Закон № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»?

– Работа по комплексному совершенствованию законодательства о государственных закупках велась около четырех лет. За это время существенно усложнились общественные отношения, назрела необходимость переоценить подходы к порядку осуществления госзакупок.

К тому же, ежегодно увеличивается объем денежных средств, направляемых на финансирование госзакупок, а следовательно, повышается их значимость. Поэтому, действительно, изменение Закона № 419-З обусловило множество факторов.

– Какие новации содержит Закон № 354-З по сравнению с ранее действовавшим законодательством?

– Среди нововведений Закона № 354-З можно выделить следующие.

l Возможность проведения процедуры государственной закупки с заключением договора жизненного цикла (ДЖЦ). Это договор, предметом которого являются приобретение товара или работы, последующее обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

В таком случае допускается объединение неоднородных товаров и работ в одном предмете государственной закупки. Например, приобретение медицинской техники и комплекса работ, связанных с ее эксплуатацией и последующей утилизацией. Конкретный перечень товаров и (или) работ будет установлен отдельным актом Правительства.

Также Законом № 354-З установлены особенности заключения ДЖЦ с учетом его специфики. Например, не допускается заключение ДЖЦ по результатам биржевых торгов.

l Изменяется понятие товара, включающее имущественные права, под которым понимаются в том числе права, предоставляемые по договору аренды. Это изменение фактически распространяет действие Закона № 419-З на договоры аренды, в том числе лизинга, источником финансирования которых являются бюджетные и приравненные к ним средства, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 419-З.

l Нововведения также коснулись мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Гарантируемая часть предмета государственной закупки, выделяемая для таких субъектов, теперь будет составлять не менее 10% от общего объема (количества).

– По каким вопросам Закон № 354-З предусматривает существенные изменения или предлагает новые подходы по сравнению с ранее действовавшим законодательством?

– Государственные закупки неразрывно связаны с выполнением социально-экономической функции государства, а значит, и с осуществлением бюджетных расходов. Так, важнейшие изменения нацелены на их оптимизацию, а также на сокращение операционных издержек для заказчиков и участников.

Наиболее важное изменение касается определения стоимости предмета госзакупки. Так, ориентировочная стоимость предмета госзакупки сменяется предельной стоимостью, то есть максимальной стоимостью, включающей все расходы на приобретение предмета государственной закупки, превысить которую заказчик не вправе.

Законом № 354-З исключены сроки размещения плана госзакупок, а также изменен порядок установления обязательных требований к участникам процедур госзакупок. Изменились и сами требования.

Например, при осуществлении госзакупок в соответствии с п. 1, 4, 11, 12 приложения к Закону № 419-З требования к участникам, указанные в п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, не устанавливаются.

Заявление об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней после 4 августа 2024 г. не потребуется, поскольку ее фактическое отсутствие будет проверять заказчик (организатор) на официальном сайте МНС. Также будет проверяться задолженность по платежам в ФСЗН.

Для борьбы со злоупотреблениями при участии в закупках устанавливаются:

l запрет на участие в процедурах для лиц, аффилированных с заказчиком (организатором). Соответствие данному требованию подтверждается заявлением участника, подаваемым по форме, установленной регламентом электронной торговой площадки. В случае проведения закрытых процедур государственных закупок такое соответствие будет подтверждаться заявлением участника в письменной форме.

l положения о признании процедуры госзакупки несостоявшейся, если в ней приняли участие только аффилированные между собой лица.  Решения по существу процедуры госзакупки будут приниматься комиссией по государственной закупке исходя из полученной от участника-победителя информации.

Признаки, по которым можно определить аффилированных лиц, устанавливает ст. 16-1 Закона.

Также отмечу предоставление права заключения долгосрочных договоров (на срок более года) по ряду товаров (работ, услуг). Среди них: коммунальные услуги, банковские услуги, услуги по комплексному техническому обслуживанию инженерных сетей и оборудования, поставка лекарственных средств и медицинских изделий, договоры аренды и др.

Во избежание сбоев в начале календарного года Закон № 354-З предусмотрел право заказчиков на продление ранее заключенных договоров на первые два месяца при приобретении товаров (работ, услуг), в которых имеется ежедневная (еженедельная) потребность – например, при приобретении продуктов питания, лекарств, услуг связи и др.

Корректируется и порядок закупок, при которых невозможно определить объем. Например, при закупке бензина заказчик может не знать, какое количество ему понадобится, в этой ситуации возможно заключение договора исходя из тарифа на 1 литр и общей суммы договора без указания объема закупаемого бензина.

Изменения коснулись и порядка обжалования.

– Как изменения коснулись порядка проведения процедур закупок?

– Упрощение процедурного порядка осуществления государственных закупок затрагивает все виды процедур.

Однако наиболее значимые изменения касаются процедуры закупки из одного источника. Так, годовая (общая) потребность государственной закупки товаров (работ, услуг) для проведения процедуры закупки из одного источника увеличивается до 500 БВ.

Одновременно по большинству оснований для проведения данного вида процедуры госзакупки (50 оснований из 61) исключается обязанность изучения конъюнктуры рынка. Прежде всего, это случаи приобретения коммунальных услуг, услуг естественных монополий, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и другие. По ряду оснований для процедуры закупки из одного источника предоставляется право не составлять и (или) не размещать на электронной торговой площадке справку о ее проведении.

– Каков порядок вступления в силу положений Закона № 354-З и его реализации?

– Сроки вступления в силу Закона № 354-З установлены исходя из приоритетности урегулирования отдельных вопросов и времени, необходимого на доработку функционала электронных торговых площадок, а также подготовку заказчиков, организаторов, потенциальных участников к изменениям.

Например, нормы о введении предельной стоимости предмета госзакупки вступят в силу через три месяца после официального опубликования Закона № 354-З, то есть с 4 мая 2024 г.

Шесть месяцев понадобится на вступление в силу положений Закона № 354-З, касающихся в том числе требований к участникам.

С 4 февраля 2024 г. заказчиком учитывается в том числе требование о необходимости осуществления госзакупок для заключения договоров аренды (лизинга), источником финансирования которых являются бюджетные и приравненные к ним средства.

Одновременно в целях реализации норм Закона № 354-З будут разработаны проекты НПА, регулирующих порядок проведения процедуры закупки из одного источника в электронном виде, требования к содержанию предложений участников процедуры госзакупки, порядок определения предельной стоимости предмета госзакупки, порядок создания, функционирования и использования каталога товаров (работ, услуг), порядок и (или) способы определения ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) и иные.

– Как изменения отразятся на процедурах государственных закупок, которые начаты до вступления в силу соответствующих положений Закона № 354-З?

– Нововведения не будут распространяться на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу соответствующих положений Закона № 354-З.

В то же время заказчикам предоставлена возможность изменения имеющихся договоров госзакупки для приобретения объема (количества) товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности в размере не более двухмесячной потребности, в течение первых двух месяцев 2024 г. при условии, что срок действия таких договоров не истек.