Алена Бурда

консультант сектора по рекламе
управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

В целях повышения объема продаж товаров (работ, услуг) субъекты хозяйствования организуют и проводят рекламные игры и рекламные акции. При этом часто возникают вопросы. На них отвечает Алена Андреевна Бурда, консультант сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В чем отличие рекламной акции от рекламной игры?

Отличие в том, что в рекламной акции все ее участники, выполнившие условия, получают одинаковые подарки, а в рекламной игре проводится розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, т.е. призы получают не все участники.

В рекламной игре получение выигрыша является случайным, т.е. количество выигрышей и, соответственно, количество победителей ограничено. А при рекламной акции получение подарков гарантировано всем ее участникам без исключения при выполнении установленных условий. Таким образом, до начала проведения рекламной акции ее участник точно знает, что в случае, если он выполнит условие участия в акции, он получит гарантированный подарок.

В рекламной игре, ввиду того что количество победителей ограничено, организатору заранее известно количество призов и, соответственно, победителей. До начала проведения акции ее организатор не знает точного количества подарков, которые он выдаст.

Какие нарушения при проведении рекламных игр наиболее часто допускают субъекты торговли?

1. Публикация правил проведения рекламной игры в печатном средстве массовой информации после начала рекламной игры или в неполном объеме.

2. Изменение правил проведения рекламной игры (например, публикация результатов рекламной игры не в газете, где были опубликованы правила, а также не в предусмотренный правилами срок).

3. Публикация результатов рекламной игры в неполном объеме, т.е. публикация не содержит всех сведений, установленных законодательством <1>.

4. Проведение незарегистрированных игр.

До начала проведения рекламной игры правила ее проведения подлежат опубликованию организатором в печатном средстве массовой информации (СМИ) <2>. Субъект торговли хочет опубликовать в СМИ выдержки из своих правил, содержащие обязательные сведения <3>, а полный текст разместить у себя на сайте. Будет ли это нарушением?

Да. Согласно требованиям Положения до начала проведения рекламной игры правила ее проведения подлежат опубликованию организатором в печатном средстве массовой информации. Также Положение содержит требования к содержанию этих правил <4>. Поэтому в печатном СМИ необходимо публиковать в полном объеме зарегистрированные в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь правила проведения рекламной игры.

В каких случаях призы по результатам рекламной игры могут быть не выданы победителям?

Только в том случае, если победитель рекламной игры не выполнил условия правил проведения рекламной игры (например, обратился за призом после срока, предусмотренного правилами, или не предъявил документы, установленные правилами для получения приза).

Законодательством определен порядок проведения рекламных игр, подобных норм в отношении рекламных акций не установлено. Существуют ли этапы проведения рекламной акции? Что целесообразно указать в приказе о проведении рекламной акции?

Законодательством не определено, каким образом должны быть установлены условия проведения рекламной акции. Чаще всего это приказ руководителя организации, в котором прописываются существенные условия проведения акции:

— сроки и условия участия;

— выдаваемый подарок;

— ответственное лицо за проведение акции.

Можно ли забронировать деньги на счету для покупки товаров, включенных в призовой фонд, оплатить и получить призы за неделю до проведения розыгрыша?

Нет. Это связано с тем, что призовой фонд формируется на момент предоставления заявления о государственной регистрации <5>. При этом товары, определенные в составе призового фонда, должны быть оплачены организатором и находиться у него (либо могут быть переданы организатором на хранение).

Надо ли хранить все материалы по рекламной игре?

Да. Организатор обязан в течение 3 лет со дня окончания игры хранить материалы, связанные с рекламной игрой <6>.

К указанным материалам относятся все материалы, связанные с проведением рекламной игры, например анкеты, флаеры, купоны, крышки и упаковка от товара, кассовые чеки, скретч-карты всех участников (в т.ч. невыигрышные), интернет-сайт (в случае если на нем происходила регистрация участников и иные действия, связанные с участием в рекламной игре), публикации правил и результатов рекламной игры, протоколы заседаний комиссии, документы, подтверждающие информирование победителей о выигрыше, выдачу призов победителям, и т.п.