Дина Полуян

Заместитель начальника отдела по защите прав потребителей
управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь


23.12.2018 вступило в силу постановление МАРТ N 85, устанавливающее формы акта передачи товара и акта выполненных работ по безвозмездному устранению недостатков товара. МАРТ ответил на возникшие вопросы.

Постановлением N 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» установлены формы акта передачи товара и акта выполненных работ по безвозмездному устранению недостатков товара. Обязаны ли субъекты торговли использовать формы актов, установленные постановлением N 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»? Может ли субъект торговли использовать акты, разработанные самостоятельно?

Субъекты хозяйствования обязаны в своей деятельности использовать формы актов, установленные постановлением N 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

При передаче потребителем товара продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) в связи с реализацией права, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, а также для проведения проверки качества товара либо экспертизы товара составляется акт передачи товара по форме, установленной МАРТ <*>.

При безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организацией заполняется гарантийный талон, переданный потребителю одновременно с товаром при его приобретении, а в случае его отсутствия оформляется документ, подтверждающий безвозмездное устранение недостатков товара, в порядке и по форме, установленным МАРТ <*>.

На основании приведенных норм субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю и сервисное обслуживание, обязаны в своей деятельности использовать формы актов, установленные п. 2 постановления N 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

На ком лежит обязанность по заполнению (составлению) акта передачи товара (потребителе, продавце)?

Из п. 14 ст. 20 Закона о защите прав потребителей следует, что акт передачи товара обязан составить субъект хозяйствования, к которому обратился потребитель. Акт передачи товара составляется со слов потребителя в двух экземплярах и подписывается продавцом и потребителем. Один экземпляр остается у продавца (изготовителя, поставщика, представителя), второй — передается потребителю.

Как определяется стоимость товара для заполнения акта передачи товара?

Стоимость товара определяется исходя из представленных документов потребителем (например, оригиналы или копии кассового чека, товарного чека и иного документа, подтверждающего факт приобретения товара у продавца с указанием в нем стоимости товара), по отпускной цене такого товара, находящегося в продаже у данного продавца (изготовителя, поставщика, представителя), а в случае его отсутствия — при расчете цены товара следует руководствоваться п. 1 постановления N 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Обязан ли потребитель передать товар для ремонта (безвозмездного устранения недостатков в товаре) в полной комплектации (например, с наличием насадки к фену или зарядного устройства к мобильному телефону, пульта к телевизору и др.)? Имеет ли право продавец товара при заполнении стоимости в акте передачи товара удерживать стоимость денежной суммы, на которую понизилась стоимость товара из-за частичного использования товара, отсутствия комплектации (отсутствия насадки к фену или зарядного устройства к мобильному телефону, пульта к телевизору и др.)?

При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или по причине других подобных обстоятельств, а также требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя <*>.

Законом о защите прав потребителей не предусмотрена обязанность потребителя передавать товар для проведения ремонта в полной комплектации, в упаковке.

Ввиду изложенного в случае возврата потребителем некачественного товара, передачи потребителем товара для ремонта продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества, в том числе товар не в полной комплектации (например, мобильный телефон без зарядного устройства, фен без насадок и упаковки и т.п.), без упаковки и удовлетворить законные требования потребителя без удержания суммы износа и суммы, на которую понизилась стоимость товара ввиду потери им внешнего вида или других подобных обстоятельств (например, отсутствие насадки к фену или зарядного устройства к мобильному телефону, пульта к телевизору и др.).

В акте передачи товара есть строка «сопроводительные документы». Какие документы должны быть в ней указаны?

В приведенной строке акта передачи товара указываются те документы, которые представлены потребителем при предъявлении претензии в отношении товара продавцу (изготовителю, поставщику, представителю).

К таким документам можно отнести кассовый чек (оригинал или копию), гарантийный талон, технический паспорт и иной документ, подтверждающий факт приобретения товара у продавца.

Обязан ли субъект хозяйствования заполненный им акт передачи товара (копию), подписанный потребителем, направлять в авторизированный сервисный центр?

Постановлением N 85 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» не предусмотрена обязанность продавца (изготовителя, поставщика, представителя) передавать акт передачи товара или его копии при дальнейшей передаче товара в сервисный центр сторонней организации и (или) экспертам при проведении экспертизы качества товара.

Вместе с тем ввиду указания в акте приема товара недостатков, имеющихся в товаре, описания состояния товара, а также требования потребителя, предъявленного в отношении такого товара, и с целью наличия доказательств для продавца в случае возникновения вопросов с потребителями по внешнему виду товара и выполнения его заявленных требований рекомендовано копию данного акта направлять в сервисные центры вместе с товаром.