Постановлением МАРТ от 21.10.2022 N 64 «Об утверждении регламентов административных процедур в области ценообразования» урегулированы процедурные вопросы, касающиеся согласования устанавливаемой отпускной цены и повышаемой. Данный НПА принят в развитие постановления N 713 и действует с 23.10.2022. Кроме того, постановлением МАРТ от 21.10.2022 N 65″ Об установлении форм уведомлений» определена форма информирования МАРТ о решениях по установлению и повышению отпускных цен.

1. В каких случаях необходимо согласование и куда за ним обращаться

Напомним, постановление N 713 ввело регулирование цен на потребительские товары, производимые и реализуемые на внутреннем рынке Республики Беларусь. Перечень этих товаров включает 370 наименований и является закрытым.

Если производитель хочет повысить уже установленные отпускные цены на продукцию или сформировать отпускные цены на новые для себя товары, по общему правилу он должен согласовать эти действия с определенным органом.

Примечание
Постановление N 713 предусматривает также исключения — ситуации, когда получать согласование не надо (п. 3 постановления N 713). В их числе случаи, когда:
— цены увеличиваются пропорционально росту определенных расходов в себестоимости продукции и их удельному весу. Например, рост таких расходов может быть обусловлен повышением регулируемых (предельных, декларируемых, фиксированных) цен на сырье, фактически использованное при производстве товаров из перечня, ставок налогов, включаемых в себестоимость продукции;
— при формировании цен на новые потребительские товары применяется норматив рентабельности в размере не более 10%.

Согласование установления или повышения цены считается админпроцедурой. Сроки ее проведения и согласующие органы зафиксированы и в Едином перечне N 548 (подп. 8.8-1.1, 8.8-1.2 п. 8.8-1), и в постановлении N 713.

В какой именно госорган (организацию) обращаться за согласованием — зависит от «статуса» производителя (п. 2 постановления N 713).

2. Какие документы нужны для согласования

Если производитель планирует повысить отпускные цены, ему потребуются (п. 2 Регламента о согласовании повышения цен):

1) заявление, заполненное по установленной форме. В нем, в частности, надо указывать:

— наименование товара, единицы его изменения;

— объем производства и реализации в натуральном выражении за предшествующий месяц (месяц последней реализации);

— действующую и предлагаемую отпускную цену (в белорусских рублях без НДС);

— причину ее повышения;

— прирост отпускной цены;

— плановую рентабельность после повышения;

2) маркетинговый анализ. Напомним, на пресс-конференции, посвященной новой системе регулирования цен, МАРТ отмечал, что в этом документе должны сравниваться цены на аналогичные товары, выпускаемые самим производителем или иными субъектами и реализуемые на рынках Беларуси, а также на вывозимые, в том числе самим производителем, на внешние рынки.

Согласно Регламенту о согласовании повышения цен маркетинговый анализ надо оформлять в табличной форме с указанием:

— наименования товара;

— фактической и предлагаемой отпускной цены;

— средней отпускной цены на этот товар;

— если товар поставляется на экспорт — экспортной отпускной цены по зарубежным странам.

Примечание
Все цены в маркетинговом анализе отражаются в белорусских рублях с НДС. Экспортная цена рассчитывается по курсу, установленному Нацбанком на дату заявления (приложение 2 к Регламенту о согласовании повышения цен);

3) плановая калькуляция по расчету отпускной цены. Она составляется в соответствии с п. 8 постановления N 713. Напомним, согласно предусмотренной им норме МАРТ, Минэкономики, Минфин, Минтруда и соцзащиты совместным НПА по согласованию с Белстатом должны в ближайшее время определить порядок планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования.

При этом отраслевые особенности могут устанавливаться республиканскими органами госуправления, иными подчиненными правительству госорганизациями.

Как следует из буквального прочтения нормы, составлять плановую калькуляцию с учетом необходимых требований субъекты смогут после принятия такого НПА. Вопрос, как поступать до этого момента, требует допразъяснения МАРТ.

Если производителю надо установить отпускную цену на новый товар, ему понадобятся (п. 2 Регламента о согласовании установления цен):

1) заявление предусмотренной формы. В нем следует указывать:

— наименование товара, единицы его изменения;

— планируемый объем производства в натуральном выражении за месяц;

— предлагаемую отпускную цену (в белорусских рублях без НДС);

— плановую рентабельность;

2) плановая калькуляция по расчету отпускной цены. Должна составляться по тем же правилам, что и калькуляция для повышения отпускной цены (см. выше).

Примечание
Напомним, к новым потребительским товарам относят (подстрочное примечание <*> к п. 3 постановления N 713):
— новую продукцию, т.е. продукцию, впервые произведенную изготовителем и (или) не имеющую аналогов на территории Беларуси;
— новый вид продукции. Это продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией свойств, параметров, признаков или характеристик, а также с измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30% по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаков в результате переработки (обработки).

В обоих случаях документы для согласования могут представляться тремя способами: по почте, нарочным (курьером), в ходе приема заинтересованного лица.

3. Что еще устанавливают постановления N 64 и N 65

Кроме требований к документам, необходимым для проведения админпроцедур, регламенты определяют, в каком виде согласующий орган будет выносить решение. Так, в наших случаях должно выдаваться письменное решение о согласовании повышения (установления) отпускной цены. Действует оно бессрочно (п. 3 Регламента о согласовании повышения цен, п. 3 Регламента о согласовании установления цен).

При этом уполномоченные органы должны проинформировать о таком решении МАРТ в течение двух рабочих дней со дня принятия. Для этого направляется уведомление по установленной форме, к которому прилагаются решение и его обоснование (п. 1 постановления N 65). Формы уведомлений отличаются. Вносимые в них сведения коррелируют со сведениями, указанными в заявлениях на согласование повышение (установление) отпускной цены.

В регламентах также упоминается о дополнительных основаниях отказа в проведении админпроцедур. По общему правилу это (ст. 25 Закона об основах админпроцедур):

— ликвидация (прекращение деятельности), смерть заинтересованного лица;

— представление документов, которые не соответствуют требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных.

В согласовании же могут отказать, если (ч. 2 п. 2 постановления N 713):

— заявитель не представит документы (сведения), предусмотренные регламентом админпроцедуры;

— в поданных документах обнаружат неполные или недостоверные данные;

— экономическое обоснование предлагаемой отпускной цены на потребительский товар посчитают недостаточным.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex