Инна Гаврильчик

начальник сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Субъекты хозяйствования активно используют такой способ продвижения своих товаров, работ, услуг, как реклама и рекламные мероприятия. При этом часто возникают вопросы, связанные в том числе с изменениями законодательства в сфере рекламирования. На ряд вопросов ответила Инна Анатольевна Гаврильчик.

Прокомментируйте, пожалуйста, самые значимые изменения в области рекламы, введенные Декретом о развитии предпринимательства?

Самое значимое — это отмена согласования наружной рекламы и рекламы на транспорте местным исполнительным и распорядительным органом. То есть любую наружную рекламу, будь то вывески рекламного характера или сюжеты, которые планируется размещать на билбордах, — не нужно будет согласовывать с конца февраля. Но это не означает, что отменяются паспорта на средства наружной рекламы. Как и сейчас, их не надо будет получать только на те средства наружной рекламы, которые указаны в Перечне средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения <*>. На остальные средства нужно будет получать разрешения, однако исполком уже не сможет аргументировать отказ в их выдаче содержанием рекламы. Тем не менее это не означает, что субъекты рекламного рынка вправе размещать рекламу, нарушающую законодательство — местные органы власти, как и сейчас, будут осуществлять контроль за рекламой; в случае выявления ненадлежащей рекламы, рекламораспространитель обязан прекратить ее размещение (распространение).

Реклама на территории Республики Беларусь размещается (распространяется) на белорусском и (или) русском языке. Однако некоторые зарубежные рекламные компании имеют устоявшиеся слоганы (например, компания Nike имеет узнаваемый слоган just do it). Необходимо ли переводить этот слоган, или допускается использовать только англоязычный вариант?

Закон о рекламе предусматривает, что, если в рекламе размещается зарегистрированный товарный знак, имеющий охрану на территории Республики Беларусь и содержащий слово на иностранном языке, его переводить не нужно. Но если говорить о каких-то других текстах на иностранном языке в рекламе, которые многими воспринимаются и устойчиво используются вместе с товарным знаком, но не являются составными частями этих знаков, то тексты на иностранном языке в обязательном порядке должны быть переведены на русский или белорусский язык <*>; такой перевод должен быть выполнен идентичным шрифтом. Перевод не обязательно должен быть буквальным, главное, чтобы он достоверно отражал суть того, что позиционируется на иностранном языке в рекламе.

Правомерно ли размещать объявления рекламного характера в подъездах, лифтах жилых домов?

Размещение рекламы в данных местах не запрещено. Однако здесь важно понимать, что, когда рекламодатель или рекламораспространитель размещает такую рекламу, он использует чужое имущество в собственных коммерческих целях. В таком случае следует спросить разрешения у собственника: например, если реклама размещается в подъездах жилых домов — у товарищества собственников; если в лифте — у обслуживающей организации, на балансе у которой находится лифт. Также не рекомендуется помещать в подобных местах рекламу алкоголя, пива и слабоалкогольных напитков, так как она будет доступна для просмотра несовершеннолетним.

Организация размещает рекламу в печатном издании «Справочник переводчика» для привлечения потенциальных клиентов и сотрудников. В ней содержится рекламное изображение, номер телефона, ссылка на интернет-сайт. Есть ли необходимость в этом случае указывать УНП и наименование организации с учетом того, что эта информация присутствует на интернет-сайте?

Да, необходимость есть. Это регламентируется п. 4 ст. 10 Закона о рекламе, в которой говорится, что УНП и наименование можно не указывать в наружной рекламе, рекламе на транспорте, рекламе на телевидении и радио, а также в СМС-сообщениях (если рекламу распространяет оператор мобильной связи). Во всех остальных случаях нужно исходить из содержания самой рекламы. В так называемой имиджевой рекламе, в которой нет никаких контактов, даже при размещении в печатном издании УНП и наименование рекламодателя можно не указывать. Если в рекламе есть контакты (номер телефона, адрес интернет-сайта и т.д.) и размещается такая реклама, например, в печатном издании — эти сведения указываются. О ссылке на интернет-сайт, дающей право не указывать УНП и наименование, можно говорить только в отношении интернет-рекламы (в которой содержится активная ссылка, позволяющая осуществить переход на сайт, где имеются данные об УНП и наименовании рекламодателя).

Может ли субъект хозяйствования, в отношении которого иной субъект разместил рекламу, сравнивающую их товары в пользу последнего (например, подача товара конкурента — в неприглядном виде и с негативным контекстом), обратиться в суд с иском?

Да. Здесь могут иметь место вопросы дискредитации деловой репутации субъекта хозяйствования. Следует иметь в виду, что сравнение в рекламе запрещено. Рекомендуем в подобных случаях получить заключение компетентного государственного органа в сфере рекламы, действительно ли такая реклама является ненадлежащей, а уже исходя из результата — предъявлять претензии.

Читайте также

МАРТ о рекламе в организациях торговли