Для привлечения внимания покупателей к торговому объекту и увеличения объема продаж проводятся различные рекламные мероприятия (рекламные игры, рекламные акции). В связи с их проведением возникает ряд вопросов. На некоторые из них ответили Инна Анатольевна Гаврильчик, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, и Ольга Борисовна Кравцова, начальник сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. 

Организация общественного питания выпустила подарочные сертификаты и распространила их бесплатно среди неопределенного круга лиц с целью рекламы нового ресторана. По условиям данной рекламной акции предъявитель такого подарочного сертификата может бесплатно пообедать в этом ресторане на сумму, указанную в сертификате. Является ли рекламой (частью рекламной акции) передача блюд в обмен на бесплатно распространенные подарочные сертификаты?

Напомним, что рекламой признается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке <*>.

Определения же понятия «рекламная акция» в законодательстве нет. Однако есть описание, что следует понимать под рекламной акцией. Так, рекламными акциями признаются мероприятия, проводимые в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг), в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или ИП, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки <*>.

В рассматриваемой ситуации объект рекламирования — ресторан (объект общественного питания). Он проводит мероприятие (раздача подарочных сертификатов, а затем их обмен на блюда), направленное на привлечение и поддержание внимания и интереса к нему. Соответственно, проводимое мероприятие является рекламой конкретного ресторана (объекта общественного питания). Так как такое мероприятие проводится в целях стимулирования реализации услуг ресторана, то оно (все вместе: раздача подарочных сертификатов, а затем их обмен на блюда) может считаться рекламной акцией. При ее проведении надо помнить, что все участники акции (выполнившие условия, установленные для участия в ней) должны получить одинаковые подарки. В противном случае это будет рекламная игра <*>.

Организация заказала изготовление футболок и кепок (бейсболок) с логотипом и названием компании. В соответствии с приказом руководителя данные товары розданы работникам организации в собственность для ношения в нерабочее время с целью рекламирования компании и продаваемых ею товаров. Можно ли считать рекламой такую выдачу футболок и кепок работникам? Для информации: выдача футболок и кепок оформлена только одним приказом. Работники могут использовать полученные товары в любых целях. Никаких отчетов от них не требуется.

На основании анализа определений, что является рекламой и объектом рекламирования, можно сделать вывод, что размещение информации об организации и (или) ее средствах индивидуализации (наименовании, товарном знаке и (или) знаке обслуживания) на раздаваемых работникам футболках, кепках (бейсболках) является рекламой.

Данный вывод основан на том, что главной целью передачи таких футболок, кепок (бейсболок) является привлечение внимания к организации, формирование и поддержание интереса к ней и (или) продвижение ее на рынке.

Организация приобрела майки со своим логотипом. Майки будут выдаваться рабочим (укладчикам-упаковщикам) для ношения в рабочее время. Можно ли считать рекламой такую выдачу маек работникам?

В нашей ситуации выдача маек с логотипом организации не будет являться рекламой — поскольку их выдача направлена на обеспечение производственного процесса, а не на привлечение внимания к организации, формирование и поддержание интереса к ней и (или) продвижение на рынке организации.

Согласно п. 3 ст. 17 Закона о рекламе размещение (распространение) рекламы табачных изделий запрещается. Кроме того, Декретом N 2 введен запрет на рекламу жидкостей для электронных систем курения. Можно ли рекламировать сами электронные системы для курения (электронные сигареты), кальяны и т.д.?

Рекламировать сами электронные системы для курения (кальяны и т.д.) не запрещено.

Однако надо помнить, что установлен запрет на рекламу, сходную с рекламой табачных изделий <*>. Так, например, нельзя рекламировать стики, использовать в рекламе выражение «электронная сигарета».

Кроме того, установлен запрет на рекламу жидкостей для электронных систем курения (за исключением рекламы, размещаемой на сайтах их производителей и импортеров в национальном сегменте глобальной компьютерной сети Интернет) <*>.