Скорректированы отдельные подходы, касающиеся привлечения работников к материальной ответственности.

1. Дано понятие реального ущерба. Под реальным ущербом понимаются утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести <*>:

затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей;

излишние выплаты (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя).

В настоящее время на практике довольно часто возникают вопросы определения размера материального ущерба, который подлежит взысканию с виновного работника. Это связано с тем, что законодательством о труде понятие реального ущерба не определено. Чтобы понимать, что такое реальный ущерб, нанимателям приходится обращаться к определению, содержащемуся в ч. 1 п. 2 ст. 14 ГК, а для определения размера реального ущерба — к нормам Положения N 1001. Теперь этот пробел устранен.

2. Наниматель будет не вправе удерживать с работников штрафы, наложенные на организацию.

Штрафы, взыскиваемые с нанимателя, к излишним выплатам, а значит к реальному ущербу относиться не будут <*>. Следовательно, и возмещать их работникам не придется. Так как речь в норме идет о штрафах, взыскиваемых с нанимателя, без каких-либо оговорок, полагаем, что к ним будут относиться в том числе и те, которые наложены на организацию по вине работника.

В настоящее время взысканные с организации по вине работника штрафы относятся к излишним выплатам и, соответственно, признаются ущербом, причиненным при исполнении трудовых обязанностей <*>. Как правило, в случае наложения контролирующим органом на организацию штрафа за определенное нарушение наниматели обязывают работника, виновного в этом, возместить такой штраф.

3. Закреплено, что для возмещения причиненного нанимателю ущерба из зарплаты работника производится удержание до трех его среднемесячных заработков.

Нормы ч. 1 ст. 408 ТК приведены в соответствие с подп. 3.6 п. 3 Декрета N 5, которым предусмотрено, что по распоряжению нанимателя из зарплаты работника может быть удержан ущерб, причиненный нанимателю по его вине, в размере до трех среднемесячных заработков. Аналогичные поправки внесены и в п. 3 ч. 2 ст. 107 ТК, регулирующий порядок произведения удержаний из зарплаты работника <*>.

Напомним, в действующей редакции ТК определено, что удержание из зарплаты для возмещения причиненного работником ущерба производится в размере, не превышающем среднего месячного заработка <*>.

Что касается остальных случаев возмещения ущерба, то, как и в настоящее время, оно будет производиться в судебном порядке <*>. То есть, если размер ущерба, который работник причинил нанимателю, больше трех его среднемесячных заработков, взыскивать такой ущерб нанимателю придется через суд.

В новой редакции ТК закреплено, что при каждой выплате зарплаты размер удержания для возмещения ущерба (общий размер всех удержаний, если взыскиваются суммы в том числе по исполнительным документам) не может быть более 50 процентов зарплаты, причитающейся к выплате работнику (если возможность большего размера удержаний не установлена законодательными актами) <*>. Появление этого положения в ТК также обусловлено приведением его норм в соответствие с Декретом N 5.

4. Материальная ответственность работников, с которыми заключены контракты, будет наступать в тех же случаях и при тех же условиях, что и у остальных работников.

Это связано с тем, что из перечня сведений и условий, которые должен содержать контракт, исключено условие о наступлении полной материальной ответственности работающих по контракту за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением <*>.

Таким образом, после вступления в силу новой редакции ТК материальная ответственность будет наступать одинаково и для работников, с которыми заключены контракты, и для работников, которые работают по трудовому договору: только за умышленное причинение имущественного вреда (см. комментарий на сайте).