Анатолий Гайдученок

Главный юрист управления правового обеспечения
Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

Цель принятия Декрета от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7) – развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности. С его появлением существенно изменилось правовое регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объектов. Декрет № 7 вступает в силу 26 февраля 2018 г.

Что изменилось в общих требованиях пожарной безопасности

При разработке Декрета № 7 потребовалась инвентаризация и анализ технических требований в области пожарной безопасности. Разработчики стремились обеспечить максимально возможную самостоятельность субъекта хозяйствования. Именно ему предлагается определять мероприятия, которые позволят обеспечить необходимый уровень пожарной безопасности на своих объектах.

Общий объем технических требований в области пожарной безопасности сократился почти в 12 раз (с 586 до 53).

1. Изменились обязанности руководителей и ответственных должностных лиц.

В частности, определяются конечные цели, которые планируется достичь для обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности (обучение, назначение ответственных и т.п.).

Способы достижения этих целей, формы и систему организации работы, виды документов (приказ, распоряжение) руководитель выбирает самостоятельно.

Руководителю также предоставляется больше прав на принятие самостоятельных решений. Он может устанавливать необходимые требования пожарной безопасности на объекте с учетом его специфики.

  • С 26 февраля 2018 г. руководитель не обязан, но вправе назначать должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в организации. В противном случае ответственность за пожарную безопасность будет нести сам руководитель.

2. Оптимизируются требования к разработке инструкций по пожарной безопасности.

  • Субъект хозяйствования обязан будет разработать только общеобъектовую инструкцию по пожарной безопасности <1>.

До 26 февраля 2018 г. руководитель субъекта хозяйствования обязан обеспечить разработку восьми различных инструкций по пожарной безопасности.

3. Исключается ряд требований к размещению контейнеров для отходов потребления и производственных отходов, передвижных вагончиков на территории объекта.

4. Сокращается объем требований, предъявляемых при контролируемом разведении костров, размещении специальных приспособлений для горящего угля (мангал, барбекю, гриль, камин и др.) на территориях торговых объектов, объектов общепита, ярмарок, рынков и выставок, баз отдыха, курортных и парковых зон, зон отдыха и туризма.

5. Исключаются требования к объему топлива, хранимого в помещениях гаражей-стоянок. Устанавливается порядок хранения – только в плотно закрывающейся металлической таре либо полимерной с антистатическими свойствами.

6. Отменяется требование разрабатывать паспорт пожарной безопасности.

7. Уменьшается объем требований к содержанию зданий, сооружений и помещений, а именно:

  • оптимизируются требования к эксплуатации вентиляционных систем;
  • исключаются требования к содержанию средств противопожарной защиты и пожаротушения, эксплуатации инженерного оборудования (электроустановки и молниезащита);
  • отменяются требования, дублирующие нормы проектирования.

8. Оптимизируются требования к организации технологического процесса. Руководители получили больше свободы в определении требований к организации технологического процесса. Такие требования будут закрепляться в ЛНПА.

Общий объем требований к огневым работам уменьшился до 10 пунктов (раньше их было 87). В частности, исключается ряд требований к нормированию расстояний, конкретизируется норма, возлагающая ответственность за огневые работы на проводящего их специалиста сторонней организации.

9. Корректируются требования к системам противопожарного водоснабжения. В рамках реализации Декрета № 7 будет определяться порядок проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения.

10. Меняются условия приемки в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов. В настоящее время в соответствии с Указом № 26 органы государственного пожарного надзора выдают заключение о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов строительства требованиям ТНПА <2>.

С 26 февраля 2018 г. органы государственного пожарного надзора будут выдавать заключения о соответствии указанных объектов разрешительной документации и проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом законодательных требований, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.

 Требования ТНПА

Отметим, что Декрет № 7 применил принципиально новый подход к обязательности для субъектов хозяйствования требований ТНПА. Так, обязательными будут утвержденные Декретом № 7 общие требования пожарной безопасности, а иные будут применяться по усмотрению субъектов хозяйствования. Они могут не соблюдаться при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей вред государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Вместе с тем Декрет № 7 допускает обязательность иных ТНПА в случаях, установленных законодательными актами и постановлениями Совмина. В подобных ситуациях для ТНПА обязательна юридическая экспертиза НЦПИ, включение в Национальный реестр правовых актов, официальное опубликование на Национальном правовом Интернет-портале и размещение на иных информационных ресурсах в сети Интернет.

Что входит в компетенцию Совмина и МЧС

Помимо общих требований пожарной безопасности, Декрет № 7 определяет, что ряд вопросов будут регулировать Совмин и МЧС. В рамках реализации положений Декрета № 7 Совмин установит обязательные для соблюдения специфические требования:

  • по обеспечению пожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания детей;
  • для объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек;
  • для объектов социальной сферы и сферы здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей;
  • для взрывопожароопасных и пожароопасных производств;
  • для объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, гражданской и государственной авиации, на судах внутреннего водного транспорта, в лесах;
  • при осуществлении геологоразведочных работ.

МЧС должно принять НПА, предусматривающие:

  • программы пожарно-технического минимума;
  • требования к общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности;
  • форму плана эвакуации людей при пожаре;
  • критерии определения категорий сооружений, помещений и наружных установок по взрывопожарной опасности;
  • требования к размещению и эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов;
  • порядок хранения веществ и материалов с учетом агрегатного состояния, совместимости хранения, а также однородности средств тушения;
  • формы и порядок заполнения наряда-допуска на проведение огневых работ на временных местах;
  • нормы для определения необходимого типа и количества первичных средств пожаротушения в зависимости от огнетушащей способности, а также площади защищаемых помещений, открытых площадок и установок;
  • порядок проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
  • порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки знаний в данной сфере, включая порядок противопожарного инструктажа, подготовки по программе пожарно-технического минимума;
  • категории работников, подлежащих обязательной подготовке по программе пожарно-технического минимума.

В целом разработчикам Декрета № 7 удалось избежать чрезмерного применения отсылочных норм в общих требованиях пожарной безопасности. Сами требования излагаются максимально полно и последовательно. В результате любой субъект хозяйствования будет иметь четкое представление, какие положения он должен соблюдать, чтобы обеспечить пожарную безопасность своей деятельности.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 2