В свете последних событий во всем мире объявляют карантин и многих сотрудников переводят на удаленный доступ. Вот и в России апрель фактически объявили нерабочим месяцем. Но у юристов обратная ситуация – работы прибавилось. Узнаем, как они в нездоровых условиях оказывают правовую помощь клиентам и спасают бизнес.

 Бесплатные вебинары

Они радуют разнообразием и охватили буквально все сферы юриспруденции – от трудового законодательства до уголовного.

 Удаленное общение

В некоторых юридических компаниях клиент на интернет-платформе через личный кабинет в удобное ему время – что называется 24/7 – может сформировать задание и загрузить необходимые документы. Ответ оперативно получит через эту же систему. Когда требуются пояснения, используются соцсети или телефонный звонок.

Суды

В России суды принимают документы только через интернет или по почте. Внедряется проведение заседаний по видео-конференц-связи с помощью Skype, Zoom, WhatsApp и т.д.

Вместе с тем в условиях всеобщей самоизоляции адвокатам и нотариусам при наличии удостоверения разрешили выходить из нее для оказания юридической помощи.

В Британии юристы под началом профессора Ричарда Сасскинда, члена Общества компьютеров и права, реализовали интернет-проект Remote Courts Worldwide («Удаленные суды по всему миру»). Благодаря проекту мировое юридическое сообщество получило возможность делиться способами проведения судебных заседаний в условиях коронавируса.

Вы спросите, а как же клятва на Библии, традиционная в судах Соединенного Королевства? В Инструкции Службы судов и трибуналов Ее Величества (аналог Минюста) говорится, что при проведении заседания онлайн разрешается взять свое Священное Писание или другую аналогичную книгу. При этом напоминается, что неправда в суде преследуется по закону.

Систему удаленного правосудия активно внедряет штат Техас (США). В конце марта почти 500 судей зарегистрировали аккаунты в Zoom. На специальном вебинаре всех научили настраивать программу, создавать YouTube-канал, проводить удаленно судебные слушания и даже транслировать их. В вебинаре прозвучали рекомендации по выбору одежды для видеоконференции, расположению камеры, фону, освещению и т.д. В итоге в штате за один день через Zoom прошло 92 судебных заседания.

Разработанная еще в 1995 году платформа CourtCall для удаленного доступа к судебному заседанию обслуживает суды не только в США и Канаде, но и и во всем мире. Помимо организации видеоконференций, сотрудники компании CourtCall контролируют качество связи, оказывают услуги дистанционного устного перевода, проверяют явку и личность участвующих в слушании лиц.

Поддержка застрявших за границей

Некоторые адвокаты стали бесплатно оказывать правовую помощь физическим лицам, которые не могут попасть домой из-за закрытия границ.

Самообразование

Исследовательский центр частного права проводит акцию «Оставайся дома – изучай частное право». В рамках этой акции на сайте Центр выкладывает в свободный доступ лекции преподавателей Российской школы частного права. Раньше эти лекции были доступны только студентам Школы.

Лекции знакомят с традициями отечественного частного права и тенденциями развития зарубежной цивилистики. Причем это не просто теория, но и примеры из практики. 

Опасения американских юристов

1. Защита данных

Многие крупные юридические фирмы США перешли на удаленную работу. Предварительно при помощи стресс-тестов убедились, что IT-сети выдержат повышенную нагрузку. Однако остался открытым вопрос безопасности данных. На внутренних серверах фирм используется дорогостоящее шифрование, которое защищает адвокатскую тайну. Но распространяется ли эта защита на сети юристов, которые работают дома?

2. Вертикальная коммуникация

В больших юридических компаниях обычно поддерживается связь между различными категориями юристов. Младшие юристы всегда могут обратиться к партнерам с вопросом. В офисе это легко, но онлайн возникают проблемы как минимум с оперативностью. 

Вместо резюме

В феврале этого года в Нью-Йорке прошла Legaltech – конференция о технических новинках и решениях для юридического бизнеса. Ее участники констатировали, что технологии в работе юристов используются меньше, чем в других областях. Причины кроются не только в консервативности юридического бизнеса, но и в степени защиты информации. Возможно, толчок в освоении новых технологий даст начавшаяся пандемия.

К слову, в ежегодном рейтинге юридических компаний России «Право.ru-300» появилась специальная номинация «Коронавирусное право» с тремя категориями: «Клиентская работа», «Поддержка своей компании и сотрудников» и Pro bono.