Ольга Бельская

Консультант управления методологии налогового контроля главного управления
организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

МНС и Ассоциацией налогоплательщиков при участии члена ассоциации ООО «ЮрСпектр» проведен круглый стол на тему «Практика применения налогового законодательства в 2017 году. Типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок налоговыми службами». На вопросы плательщиков ответила Ольга Витальевна БЕЛЬСКАЯ.

За какие нарушения налоговые органы чаще всего привлекают плательщиков к ответственности?

По результатам контрольных мероприятий налоговых органов наступает чаще всего административная ответственность. Как правило, она обусловлена нарушениями в сфере налогового законодательства. Основные среди них:

— нарушение порядка ведения бухучета и правил хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов <1>;

— неуплата или неполная уплата сумм налогов, сборов <2>;

— неисполнение или исполнение не в полном объеме обязанности по удержанию или перечислению платежей в бюджет, когда организация выступает в качестве налогового агента <3>.

Вместе с тем налоговые органы в пределах своей компетенции могут выявлять нарушения и в иных законодательных сферах. Среди них:

— уклонение от проведения обязательного аудита <4>;

— нарушение требований по использованию национального сегмента сети Интернет <5>;

— нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи, а также порядка ее использования <6>.

Отдельно можно выделить нарушения, которые связаны с процессом проведения проверки:

— непредставление документов (отчетов, иных материалов) или сведений, необходимых для проведения налогового контроля, либо представление недостоверных сведений <7>;

— воспрепятствование проведению как самой проверки, так и экспертизы, необходимой для контрольных мероприятий налоговых органов <8>.

Кого могут привлечь к административной ответственности по результатам проверок налоговых органов?

Возьмем для примера нарушения, связанные с неуплатой (неполной уплатой) сумм налогов, сборов или их удержанием <9>. К ответственности могут привлечь юрлицо, а также должностных лиц, выполняющих функции по исчислению и уплате налогов. Как правило, это главный бухгалтер или другой ответственный работник бухгалтерской службы. Однако нередко административная ответственность налагается и на руководителя организации. Это происходит тогда, когда налоговый орган устанавливает, что допущенные нарушения связаны с действиями либо бездействием руководителя. Например, имеют место нарушения, совершенные в результате выполнения поручений руководителя, или им ненадлежаще исполнена обязанность по контролю за исчислением и уплатой налогов, возложенная должностной инструкцией.

При каких обстоятельствах налоговые органы могут смягчить ответственность плательщика?

Законодательством установлен перечень случаев, при наличии которых административная ответственность смягчается <10> .

Например, проверкой установлена неуплата, неполная уплата суммы налога. За такое нарушение на юрлицо налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 базовых величин <11>. Размер штрафа определяется от суммы превышения доначисленных налогов по итогам календарного года либо части года (если проверялся не весь год) над суммой налога, которое подлежит уменьшению по результатам проверки. Обращаем внимание, что данное правило не распространяется на камеральные проверки и проверки, проводимые при осуществлении зачета (возврата) НДС <12>.

Смягчающим обстоятельством здесь будет являться добровольное возмещение или устранение причиненного вреда <13>. При этом в указанной ситуации вред – это неуплата налога. Если организация добровольно погасит доначисления по акту проверки, то сумма штрафа будет уменьшена в два раза <14>. Но только если задолженность будет погашена до вынесения решения по акту проверки <15>.

В части расчета суммы штрафа в процентах отметим следующее. Если организация погасит задолженность частично, например только по одному налогу, то сумма штрафа будет уменьшаться лишь в отношении налога, который уплачен. По остальным доначислениям штрафные санкции будут рассчитаны в полном размере <16>.

Когда за неуплату или неполную уплату налога организацию не накажут?

Законодательством установлены обстоятельства, при наличии которых деяние не признается административным правонарушением. Так, неуплата или неполная уплата налогов не будет являться административным правонарушением при одновременном выполнении следующих условий <17>:

— размер неуплаченного налога по итогам каждого календарного года не превышает 1% от исчисленных плательщиком сумм налогов, учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам календарного года (проверенной части года);

— нарушения, установленные в ходе проверки, устранены в течение трех рабочих дней со дня подписания акта.

Если данные условия будут соблюдены, юрлицо к административной ответственности не привлекут.

В отношении обязанности организации как налогового агента удержать и (или) перечислить, к примеру, подоходный налог предусмотрены немного иные условия. Имущественный вред не должен превышать 1% от подлежащих исполнению обязательств за весь проверенный период <18>.

Какие принудительные меры применяют налоговые органы для взыскания налогов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий?

Налоговые органы для принудительного взыскания доначислений по акту проверки среди прочего могут <19>:

— приостанавливать операции по счетам плательщика;

— вводить временное ограничение на снятие плательщиком транспортных средств с учета в ГАИ;

— арестовывать имущество плательщика;

— вносить в компетентные органы предложение о временном ограничении права граждан на выезд из Беларуси в отношении руководителя организации или лица, ответственного за исчисление и уплату налогов;

— направлять в суд иски об экономической несостоятельности плательщика и привлечения к субсидиарной ответственности лиц, ответственных за допущенные правонарушения.

Следует отметить, что с февраля 2018 года ответственность плательщиков смягчается <20>. Так, после вступления в силу норм Декрета № 7 при привлечении к субсидиарной ответственности будет исследоваться степень вины руководителя или бухгалтера в допущении нарушений <21>.

Контрольная (надзорная) деятельность также претерпевает изменения <22>. Планируется ли формировать координационный план контрольной (надзорной) деятельности на 2018 год?

С 2018 года плановые проверки сменятся выборочными. Координационные планы выборочных проверок на 2018 год формироваться не будут. То есть в следующем году налоговые органы смогут проводить по Указу 510 только внеплановые проверки. При этом, перечень оснований для назначения внеплановых проверок сокращен <23>.

План выборочных проверок будет формироваться с 2019 года. Подход к его составлению изменится. Выборочную проверку будут назначать исходя из имеющейся у контролирующего (надзорного) органа информации. Субъекта хозяйствования включат в план проверок, если такая информация будет свидетельствовать о высокой степени риска нарушений и невозможности их выявления или устранения посредством иных форм контроля <24>.