Татьяна Рыбак
Министерством по налогам и сборам при организационной поддержке ООО «ЮрСпектр» 12 декабря 2019 года проведена практическая конференция «Практика применения налогового законодательства и перспективы развития Налогового кодекса Республики Беларусь». С пленарным докладом «Новации законодательства о бухгалтерском учете 2020 года» выступила Татьяна Николаевна Рыбак.
Национальная система бухгалтерского учета подвержена влиянию интеграционных процессов. Так, в 2019 году в целях реализации положений Договора о создании Союзного государства подготовлен проект дорожной карты по унификации регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — отчетность) Российской Федерации и Республики Беларусь. Основными мероприятиями этой карты являются:
формирование согласованного перечня общественно значимых организаций;
унификация подходов к составлению консолидированной отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО).
В рамках исполнения Договора о Евразийском экономическом союзе государствами-членами ведется работа по согласованию требований к лицам, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
С учетом вышеуказанной деятельности в интеграционных объединениях и в соответствии с Указом N 4 подготовлены изменения в Закон о бухгалтерском учете по следующим направлениям.
1. Расширение круга общественно значимых организаций за счет республиканских и коммунальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (по перечню, устанавливаемому Совмином).
В то же время ряд общественно значимых организаций будут освобождены от обязанности составления отчетности в соответствии с МСФО в случае, если они являются дочерними организациями по отношению к материнским или входят в состав государственного объединения, которое составляет отчетность в соответствии с МСФО.
Проект Закона исключает для общественно значимых организаций право передачи ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на аутсорсинг.
2. Предоставление организациям возможности оформления первичных учетных документов (далее — ПУД) на бумажном носителе и (или) в электронном виде, в т.ч. в форме электронного документа. В проекте Закона есть положение о том, что ПУД может быть подписан ответственными лицами собственноручно или с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей. Перечень ПУД, в которых не допускается использование факсимиле, будет устанавливаться Совмином. Аналогичные подходы к подписям ответственных лиц предусмотрены и для регистров бухгалтерского учета.
В соответствие с п. 14 Указа N 29 приведена норма п. 6 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете о том, что ПУД может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, определенных Минфином.
3. Корректировка подходов к бухгалтерскому учету курсовых разниц. В частности, предполагается введение понятий «денежные активы» и «денежные обязательства». При этом предусматривается, что выраженная в иностранной валюте стоимость денежных активов и денежных обязательств подлежит пересчету. Это значит, что в Законе о бухгалтерском учете не будет конкретного указания тех активов и обязательств, стоимость которых не пересчитывается.
Кроме того, внесены некоторые дополнения в Закон о бухгалтерском учете. В частности, появится норма о том, что учетная политика организации включает применяемые ею забалансовые счета.
Предполагаемый срок вступления в силу изменений и дополнений в Закон о бухгалтерском учете — 1 января 2021 года, а в части составления отчетности в соответствии с МСФО — 1 января 2022 года.
В новых стандартах «Финансовые инструменты», «Финансовая аренда (лизинг)» и «Цифровые знаки (токены)» есть ряд инновационных положений. В настоящее время нарабатывается практика реализации этих документов.
Параллельно Минфин продолжает работу по формированию системы национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Так, завершается работа над стандартом «Инвентаризация активов и обязательств». В сравнении с действующей инструкцией будут значительно сокращены положения, которые касаются организационных аспектов проведения инвентаризации. Исключаются формы актов инвентаризации, сличительных ведомостей. Изменяются сроки проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой отчетности. Кроме того, устанавливается дата отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете — дата составления сличительной ведомости. Предусмотрена норма о возможности несоставления актов сверки с физлицами, бюджетом и ФСЗН.
Продолжается работа над национальными стандартами «Запасы», «Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации организаций».
Кроме того, планируются следующие дополнения и изменения законодательства о бухгалтерском учете:
дополнение постановления N 55 порядком определения даты совершения хозяйственных операций, связанных с временным владением и пользованием имуществом, стоимость которого подлежит возмещению арендатором арендодателю;
утверждение формы акта на списание государственного имущества и определение особенностей отражения в бухгалтерском учете списания государственного имущества во исполнение постановления N 764;
дополнение перечня случаев, при которых ПУД может быть составлен участником хозяйственной операции единолично (услуги страхования, сострахования, перестрахования, услуги по перевозке грузов, пассажиров и багажа железнодорожным транспортом и др.).
Ведется работа по обновлению требований к процессу создания, передачи, получения и форматам электронных накладных. Подготовлен новый документ взамен Инструкции N 22/4.
Новации законодательства о бухгалтерском учете направлены на закрепление положений МСФО и применение передовых методик бухгалтерского учета, расширение использования электронного документооборота и сближение с налоговым учетом.