Министерство информации разместило разъяснение о применении отдельных норм Указа N 131. Данным НПА с 01.05.2022 вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее — сбор). Право разъяснять вопросы применения этого Указа предоставлено Мининформу совместно с МАРТ (п. 1, абз. 2 п. 9, абз. 3 п. 11 Указа N 131).

1. Рекламодателям

1. Плательщиками сбора являются белорусские субъекты хозяйствования — рекламодатели (ч. 1 подп. 2.1 Указа N 131). Соответственно, для правильного исчисления сбора необходимо определить, кто является рекламодателем.

Министерство поясняет, что исходя из определения данного термина рекламодателями являются организации или граждане (абз. 13 ст. 2 Закона о рекламе):

— либо деятельность или товары которых рекламируются;

— либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;

— либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси.

Следует учесть, что определенные категории рекламодателей исключены из плательщиков сбора (подп. 2.2 Указа N 131).

Рекламное агентство признается рекламодателем и является плательщиком сбора в ситуациях, когда осуществляется реклама:

— деятельности или услуг самого рекламного агентства либо объект рекламирования определяет рекламное агентство;

— деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.

Из перечня ситуаций, когда размещение (распространение) рекламы сбором не облагаются, данные случаи исключены (абз. 9 и 10 ч. 1 подп. 2.4 Указа N 131).

2. Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Беларуси, включая ее размещение (распространение) в интернете (подп. 2.3 Указа N 131).

Реклама, размещаемая (распространяемая) в сети Интернет, признается размещаемой (распространяемой) на территории Беларуси, если:

— она размещается (распространяется) в национальном сегменте сети Интернет

— или она размещается (распространяется) за пределами национального сегмента сети Интернет, однако направлена на граждан, находящихся на территории Республики Беларусь.

Примечание
Определение термина «национальный сегмент сети Интернет» приводится в подстрочном примечании <**> к подп. 1.2 Указа N 60 для целей этого НПА. Это совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих доменные имена в национальной доменной зоне, которую образуют доменные зоны «.by» и «.бел».

3. Не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы, размещаемой на досках объявлений (абз. 4 ч. 1 подп. 2.4 Указа N 131). Пояснено, что интернет-сайты, специализирующиеся на размещении (распространении) объявлений, не являются досками объявлений.

4. Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (ч. 1 подп. 2.5 Указа N 131).

Указано, что если предмет договора включает услуги, предусматривающие наличие распространения (размещения) в любой форме с помощью любых средств информации об объекте рекламирования, с привлечением внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке, данная услуга будет являться объектом обложения сбором.

5. За разъяснением норм Указа N 131 в части ставок сбора и порядка его уплаты следует обращаться в МНС.

2. Рекламораспространителям и рекламным агентствам о взаимодействии с иностранными рекламодателями

Размещение (распространение) рекламы иностранных рекламодателей на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляется на основании договоров о размещении (распространении) рекламы, заключенных между иностранными рекламодателями и рекламными агентствами (ч. 2 подп. 2.4 Указа N 131).

Разъясняется, что с 01.05.2022 иностранные рекламодатели могут размещать рекламу на территории Беларуси только через рекламное агентство. Соответственно, прямые договоры иностранных рекламодателей с белорусскими рекламораспространителями с 01.05.2022 противоречат требованиям Указа N 131.

3. Рекламодателям и рекламораспространителям о договорах

1. Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Если это требование не соблюдено, оказание услуг по размещению (распространению) рекламы является незаконным и запрещается (ч. 2 и 3 подп. 2.5 Указа N 131).

Возможна ситуация, когда стоимость услуг невозможно определить на момент заключения договора. Разъяснено, что в таком случае в договоре необходима ссылка на обязательное приложение к договору, которое:

— является его неотъемлемой частью

— и содержит информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период.

К примеру, таким обязательным приложением к договору может выступать акт выполненных работ.

2. Поскольку Указ N 131 вступает в силу с 01.05.2022, для дальнейшего оказания услуг по размещению (распространению) рекламы необходимо привести договоры на оказание таких услуг в соответствие с требованиями Указа N 131.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex