В Минске прошел Республиканский семинар «Охрана историко-культурного наследия в Республике Беларусь», который организовало Минкультуры. В мероприятии приняли участие руководители структурных подразделений и специалисты областных и районных исполкомов по вопросам охраны историко-культурного наследия, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также городских и районных учреждений культуры, методических центров и др. В ходе семинара были рассмотрены актуальные вопросы деятельности по охране историко-культурного культурных ценностей (далее – ИКЦ).

Вопросы, связанные с размещением средств наружной рекламы и нестационарных объектов торговли и общепита на территории недвижимых материальных ИКЦ и в зонах их охраны, осветила Наталья Хвир, начальник управления по охране историко-культурного наследия Минкультуры. Она выразила мнение, что сегодня сфера охраны ИКЦ нуждается в более эффективных правовых механизмах. Необходимы изменения Кодекса о культуре, которые позволят Минкультуры реально обеспечивать охрану ценных объектов. Например, стоит рассмотреть вопрос о включении в Кодекс о культуре нормы, аналогичной ст. 9 ранее действовавшего Закона об охране историко-культурного наследия, в соответствии с которой Минкультуры обладало широкими полномочиями в данной сфере, в частности могло выносить обязательные для юридических и физических лиц, ИП предписания по охране ИКЦ. Также необходимо вернуть широкую практику составления административных протоколов по ст. 19.1, 19.3 и 19.4 КоАП.

Докладчик также обозначила типичные проблемы, связанные с размещением рекламы, объектов торговли и общепита на материальных ИКЦ и в зонах их охраны. Так, следует обратить внимание, что с Минкультуры согласовывается размещение рекламы на недвижимых ИКЦ любой категории, а не только «0», «1», «2». Несмотря на общие требования о недопустимости ухудшения условий восприятия ИКЦ,  содержащиеся в ст. 110 Кодекса о культуре, нет единого стандарта, как должно выглядеть, например, летнее сезонное кафе. На практике это вызывает сложности при согласовании их размещения. Также не установлена процедура такого согласования. Минкультуры дает заключения в каждом конкретном случае.

В качестве положительного опыта докладчик порекомендовала специалистам на местах:

— разработать и применять в регионах параметры, аналогичные Рекомендуемым техническим параметрам размещения средств наружной рекламы и рекламно-информационного оформления в г. Минске, утв. решением Мингорисполкома от 07.06.2018 N 1854;

— в повседневной работе опираться на региональные концепции развития наружной рекламы, городские и районные планы размещения рекламы, содержащие оперативную информацию о перспективных местах размещения рекламных средств;

— руководствоваться рекомендациями по организации нестационарных объектов общественного питания, размещенными на официальном сайте Минкультуры.

Вадим Лакиза, заместитель директора Института истории НАН Беларуси, осветил актуальные вопросы охраны археологического наследия. Акцент был сделан на необходимости соблюдения законодательства об охране археологических объектов. Реестр археологических объектов на конец 2018 г. включал более 3400 объектов. Свыше 100 новых объектов добавлены в него по результатам обследования зон земляных и строительных работ на территории республики. Проведение земляных, строительных, мелиорационных и иных работ на территории археологических объектов должно осуществляться в соответствии со ст. 123, 124, 129, 130 Кодекса о культуре. Также с Госкомитетом по имуществу должна быть согласована процедура по включению в кадастровую систему территорий археологических объектов.  Сегодня минимизировать потери от проведения земляных и строительных работ позволяет административная процедура 3.15-1.

Отдельно докладчик остановился на таких актуальных вопросах в сфере охраны археологического наследия, как:

— работа военно-патриотических клубов;

— проведение несанкционированных земляных работ;

— борьба с черными копателями;

— незаконный вывоз (оборот) артефактов;

— организация обучения лиц, желающих принимать участие в археологических исследованиях, и др.

В заключение В.Лакиза вынес на обсуждение предложение о разработке проекта законодательного акта, предусматривающего изменения ст. 3.30 ПИКоАП, а именно   предоставление должностным лицам Минкультуры, сельских, поселковых, районных, городских и областных исполкомов (администраций) права составлять протоколы по ст. 19.8 и 19.9 КоАП, Госинспекции охраны животного и растительного мира –  по ст. 19.8 КоАП.

Практическим вопросам применения законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия посвятила свое выступление Наталья Лапатина, заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия – начальник отдела организации охраны и учета историко-культурных ценностей Минкультуры. Целью выступления она назвала организацию взаимодействия со специалистами на местах по реализации государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия.

Только за несколько месяцев 2019 г. в управление по охране историко-культурного наследия Минкультуры поступило порядка 1700 обращений. Это говорит о большом количестве вопросов в данной сфере. Докладчик детально проанализировала практику применения НПА, по которым поступает больше всего запросов. Особое внимание она уделила поручению Совмина от 14.04.2018 № 04/206-109, 760-129/4422р, в соответствии с которым Минкультуры поставлена задача контролировать работу облисполкомов и Мингорисполкома по приведению в надлежащее состояние фасадов зданий, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей (далее – Госсписок), и информировать по итогам года Правительство.

На заметку
С Госсписком можно ознакомиться на сайте Минкультуры.

Н.Лапатина акцентировала внимание на том, что при решении практических вопросов, касающихся работ на фасадах (например, установки инженерного оборудования, кондиционеров), специалистам на местах следует руководствоваться ЖК, постановлениями Совмина № 384 и 156, Указом № 200. Согласование установки конструкций на фасадах жилых домов – это административные процедуры 1.15.1 и 8.3.2 исполкомов. Минкультуры такие работы не согласовывает.

Среди важных моментов при осуществлении мероприятий по приведению зданий, включенных в Госсписок, в надлежащее состояние докладчик отметила, в частности, следующие:

— местными исполнительными и распорядительными органами должны быть приняты решения, запрещающие установку антенн и иных конструкций на всех фасадах жилых домов, внесенных в Госсписок (абз. 4 п.  6 Положения об установке на крышах и фасадах домов антенн и иных конструкций);

— структурным подразделениям местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, необходимо организовать разработку вариантов эскизов заполнений оконных и дверных проемов входов в здания, включенные в Госсписок, и после согласования их с Минкультуры разместить в доступных для ознакомления местах и на своих официальных сайтах <*>;

— сбор исходных данных на проектирование от заинтересованных организаций при  получении разрешения на реконструкцию (например, когда при переводе жилого помещения в категорию «нежилое» на первом этаже требуется сделать отдельный выход на улицу) ведет местный исполнительный и распорядительный орган в порядке, установленном для административных процедур. В случае реконструкции нежилых помещений в жилых домах, внесенных в Госсписок, за разрешением на выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных ИКЦ в  Минкультуры обращается именно этот орган <*>.