Постановлением Минстройархитектуры от 30.12.2022 N 116 «О порядке регулирования цен» (далее — постановление N 116) продлено действие норм, касающихся регулирования цен на стройматериалы. Изменения вступают в силу с 26.01.2023.

1. 1. Порядок применения постановления N 116

Напомним, что с 18.07.2022 по 31.12.2022 действовали ограничения цен на стройматериалы, установленные постановлением N 69. Так как действие данного постановления не было продлено, с 01.01.2023 необходимо было вновь применять нормы постановления N 73 по регулированию цен на стройматериалы (письмо Минстройархитектуры от 17.01.2023 N 04-3-03/799).

С 26.01.2023 вступает в силу постановление N 116, которым установлен порядок регулирования цен на стройматериалы, аналогичный порядку по постановлению N 69. Нормы постановления N 116 распространяются на товары, которые поименованы в перечне N 447 и предназначены для использования (п. 6 постановления N 116, п. 1 постановления N 447):

— при строительстве объектов на территории Республики Беларусь независимо от источников финансирования;

— производстве товаров для строительства объектов.

Предельные нормативы рентабельности и размеров надбавок для производителей, импортеров и субъектов торговли предусмотрены на тех же уровнях, что и в постановлении N 69. В свою очередь, действие постановления N 73 приостановлено до 01.01.2024 (п. 1, 8 постановления N 116).

Постановлением N 116 установлено, что не допускается повышение отпускных цен (цен) на товары (по каждой товарной позиции) более 30% в годовом выражении по сравнению с отпускными ценами (ценами), установленными (сформированными) на 31.12.2022, а в случае отсутствия товаров на эту дату — на дату первого установления (формирования) отпускной цены (цены) в 2023 г. При этом не учитывается снижение отпускных цен (цен) в рамках проведения мероприятий, направленных на продвижение товаров и привлечение покупателей (ч. 1 п. 4 постановления N 116).

В рамках постановления N 116 под товарной позицией понимаются товары (по позициям прейскуранта цен), идентичные по своему функциональному назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам. Сравнение отпускных цен (цен) на товары осуществляется исходя из назначения их использования, без учета затрат по их доставке до потребителя (ч. 2 — 3 п. 4 постановления N 116).

Отметим, что нормы постановления N 116 не применяются при реализации строительных товаров (ч. 1 п. 5 постановления N 116):

— по внешнеторговому договору, для производства товаров для дальнейшей продажи по внешнеторговому договору, субъекту торговли для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору;

— для последующей розничной торговли, а также при продаже товаров в магазинах, павильонах, киосках юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товары для целей текущего ремонта и (или) благоустройства собственных территорий.

Также напомним, что на определенные позиции стройматериалов, которые реализуются в розничной торговле, действует регулирование цен согласно постановлению N 713.

2. Новшества в Инструкции N 116 по установлению регулируемых цен

1. Для целей применения Инструкции N 116 закреплено понятие субъекта торговли, под которым понимается импортер или субъект хозяйствования, осуществляющий оптовую торговлю товаром, в отношении которого он не является производителем или импортером. С учетом этого также немного уточнены понятия оптовой надбавки и отпускной цены (абз. 4, 5, 8 п. 2 Инструкции N 116).

2. Уточнено, что импортеры отпускные цены на товары устанавливают исходя из контрактных цен, таможенных пошлин и сборов, расходов на страхование груза, транспортных расходов на приобретение товара, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленным до момента оплаты покупателем поставляемых товаров согласно договору, и других расходов в соответствии с законодательством (ч. 1 п. 4 Инструкции N 116).

3. Предусмотрено, что в случае наличия у субъекта торговли нескольких торговых объектов, находящихся в разных административно-территориальных единицах, отпускные цены могут формироваться на каждый торговый объект с учетом затрат по перемещению товара до торгового объекта (ч. 3 п. 5 Инструкции N 116).

4. Закреплено, что в случае формирования отпускных цен с учетом стоимости доставки товара до покупателя в прейскурант включаются отпускные цены без стоимости доставки (ч. 6 п. 8 Инструкции N 116).

5. Установлено, что в ТТН (ТН) на реализацию стройматериалов в том числе нужно указывать статус продавца — производитель либо импортер. Отпускная цена производителя (импортера) заполняется в случае оформления ТТН (ТН) субъектами оптовой торговли по товарам, в отношении которых они не являются производителем или импортером (абз. 3, 4 п. 14 Инструкции N 116).

6. Определено, что производители и субъекты торговли применяют отпускные цены на товары после предоставления в информационно-справочную систему мониторинга цен на материалы для строительства государственной информационной системы «Госстройпортал» информации о ценах, включенных в прейскурант (п. 15 Инструкции N 116).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex