Постановлением МНС и Госстандарта от 14.10.2022 N 29/99 «О требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающими машинами» утверждено Положение о требованиях к кассовым суммирующим аппаратам, в том числе совмещенным с таксометрами, билетопечатающими машинами (далее — Положение N 29/99).

1. Требования к КСА ранее были в СТБ

Требования к кассовым суммирующим аппаратам (далее — кассовым аппаратам, КСА) не являются новшеством, поскольку и ранее были определены в государственном стандарте Республики Беларусь «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы» СТБ 1364.0-2015 и серии государственных стандартов Республики Беларусь СТБ 1364 для разных отраслей деятельности (далее — СТБ). Однако государственные стандарты являются добровольными для применения, за исключением случаев, когда ссылка на них дана в технических регламентах Республики Беларусь либо если организация, ИП в добровольном порядке заявили об обязательности их соблюдения (п. 1 ст. 23 Закона N 226-З).

В Положении N 29/99 требования к КСА закреплены на уровне нормативного правового акта и обязательны для применения.

Из СТБ в Положение N 29/99 перенесено значительное количество требований к КСА. Также определены новые требования, которых ранее не было. Некоторые требования претерпели изменения.

В СТБ кассовые аппараты разделялись по функциональным характеристикам на три группы: автономные, пассивные системные и активные системные. В Положении N 29/99 кассовые аппараты разделены на две группы (ч. 1 п. 3 Положения N 29/99):

— автономные кассовые аппараты (группа 1);

— системные кассовые аппараты (группа 2).

Автономный кассовый аппарат — кассовый аппарат, функционирующий без обмена данными по линиям связи с кассовыми компьютерными системами. Системный КСА имеет возможность работать в составе кассовой компьютерной системы (абз. 2 и 10 ч. 1 п. 2 Положения).

2. Изменения в требованиях к КСА

В число операций, которые должен выполнять КСА, добавлены (ч. 1 п. 10 Положения N 29/99):

— регистрация продажи иными способами (не обязательна для автономных КСА);

— регистрация продажи смешанным (комбинированным) способом расчета (не обязательна для автономных КСА, для системных КСА обязательна регистрация продажи за наличный и безналичный расчет (по банковской платежной карточке) одновременно).

Также системные КСА при приеме платежей должны обеспечивать возможность дифференцированного учета данных товаров (работ, услуг) (п. 13 Положения N 29/99).

Определен перечень операций, выполнение которых допускается на КСА (ч. 2 п. 10 Положения N 29/99):

— регистрация приема платежей в адрес третьих лиц;

— расчет надбавки по каждому товару (работе, услуге);

— расчет общей суммы надбавок по платежному документу (является обязательной для кассовых аппаратов любой группы в случае реализации операций расчета надбавки по каждому товару (работе, услуге) и (или) расчета надбавки на общую стоимость товаров (работ, услуг));

— расчет скидки на общую стоимость товаров (работ, услуг);

— расчет надбавки на общую стоимость товаров (работ, услуг);

— регистрация изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек;

— регистрация продажи смешанным (комбинированным) способом расчета с иными способами безналичного расчета.

Предусмотрена регистрация аннулирования только последнего платежного документа после печати (выдачи в электронного виде) этого платежного документа. Ранее в СТБ не было такого ограничения, и некоторые модели КСА имели возможность проведения операции аннулирования платежного документа в течение всей открытой смены. С внесением этого изменения такая возможность исключается (подп. 16) ч. 1 п. 10 Положения N 29/99).

Закреплена возможность формирования на КСА для выдачи покупателю (потребителю) платежного документа и документа, подтверждающего возврат средства платежа, в электронном виде без вывода его на печать. Предоставление этих документов в электронном виде обеспечивается одним или несколькими из следующих способов, определенных субъектом хозяйствования (на электронную почту покупателя, в личный кабинет покупателя при наличии действующей карты лояльности, на приложение-мессенджер) (п. 12 Положения N 29/99).

При выполнении кассовой операции регистрации изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек на кассовом аппарате формируется документ, подтверждающий совершение этой операции. Определена обязательная информация, которую должен содержать такой документ. Информация о сумме и количестве изъятий денег для выдачи держателям банковских платежных карточек также отражается в сменном отчете без гашения (Х-отчете), суточном (сменном) отчете (Z-отчете) (подп. 15.6, абз. 14 подп. 18.1, абз. 15 подп. 18.2 Положения N 29/99).

Установлено, что в кассовом аппарате может быть обеспечена возможность отказа от вывода на печать документов, подтверждающих совершение кассовых операций регистрации аннулирования платежного документа, внесения наличных денежных средств, изъятия наличных денежных средств (п. 17 Положения N 29/99).

Как и ранее, кассовые аппараты должны обеспечивать общую сквозную нумерацию (разрядность счетчика — не менее 7 разрядов) формируемых документов. Добавлено, что запрещено присваивать порядковый номер другим документам (например, карт-чекам) (ч. 1 — 3 п. 22 Положения N 29/99).

КСА должны обеспечивать отдельную порядковую нумерацию Z-отчетов, что позволит облегчить анализ в СККО данных о Z-отчетах (ч. 4 п. 22 Положения N 29/99).

Изменено определение уникального идентификатора. Под ним понимается символьная строка в кодировке, представляющей собой шестнадцатеричное представление уникального идентификатора, сформированная средством контроля налоговых органов (далее — СКНО) с использованием средства криптографической защиты информации, на основании полученных в электронном виде данных о кассовой операции, отображаемая в виде QR-кода и символьного представления (в кодировке ASCII). Ранее в СТБ допускалось формировать уникальный идентификатор в виде линейного штрихового идентификационного кода (Code 128). Однако он не всегда считывался мобильным приложением «Проверка чеков покупателем» для возможности проверки платежного документа в системе контроля кассового оборудования (СККО) (абз. 13 ч. 1 п. 2 Положения N 29/99).

Определены требования к высоте и ширине распечатываемого уникального идентификатора, отображаемого в виде QR-кода. В СТБ такие требования отсутствовали (ч. 4 п. 19 Положения N 29/99).

Предусмотрено, что кассовые аппараты должны исключать возможность несанкционированного доступа к данным о денежных оборотах в целях их изменения (уничтожения), а также не иметь недекларируемых режимов работы (ч. 2 п. 3 Положения N 29/99).

В перечень случаев, когда производится блокировка КСА, добавлены случаи (абз. 8, 11 и 12 п. 26 Положения N 29/99):

— установки СКНО в статус «СКНО заблокировано»;

— выполнения кассовых операций регистрации изъятия наличных денежных средств, регистрации изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек на сумму большую, чем сумма наличных денежных средств согласно информации денежных счетчиков;

— попытки реализации товаров, подлежащих маркировке, с указанием количества товара более единицы.

Предусмотрено выделение суммы НДС по каждой единице товара с учетом примененных скидок (надбавок) на КСА, применяемых для целей возврата НДС при реализации товаров по системе Tax Free (абз. 3 п. 38 Положения N 29/99).

Определены дополнительные функциональные требования к кассам самообслуживания, а также к кассовым аппаратам, применяемым при реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (абз. 7 ч. 1 п. 2, гл. 6 и 11 Положения N 29/99).

В приложения 1 к Положению N 29/99 приведен состав обязательной информации и последовательность ее формирования в платежном документе, подтверждающем совершение кассовой операции регистрации продажи, формируемом на бумажном носителе и (или) в электронном виде по результатам ее выполнения в зависимости от сфер применения кассовых аппаратов.

Закреплено, что в платежном документе, оформляемом кассовым аппаратом по результатам выполнения кассовой операции продажи в магазине беспошлинной торговли, кроме общих сведений также должна указываться информация, определенная подп. 2.20 п. 2 Указа N 175. Данное требование ранее отсутствовало в СТБ (раздел VI приложения 1 к Положению N 29/99).

Для субъектов, являющихся платежными агрегаторами, предусмотрена дополнительная информация, содержащаяся в платежном документе, предоставляемом покупателю (потребителю) в распечатанном или электронном виде, при приеме платежей в адрес третьих лиц (печатается учетный номер плательщика (УНП) третьего лица, в адрес которого принимаются платежи платежным агрегатором). Информация о сумме и количестве приемов платежей в адрес третьих лиц также отражается в сменном отчете без гашения (Х-отчете), суточном (сменном) отчете (Z-отчете) (абз. 20 подп. 18.1, абз. 20 подп. 18.2 Положения N 29/99; раздел VII приложения 1 к Положению N 29/99).

Постановление N 29/99 вступило в силу с 11.12.2022 (п. 2 постановления N 29/99).

Отметим, что с 01.07.2025 запрещено использовать КСА, которые не отвечают требованиям, определенным МНС и Госстандартом. Организациям и ИП нужно до этой даты доработать КСА. Также установлено, что до этой даты допускается выпуск в обращение (реализация и передача иным способом) КСА, которые соответствуют этим требованиям (абз. 121 — 122 подп. 1.1.6 постановления N 841/27).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex