Светлана Владимировна Еськова

Начальник управления организации камерального контроля МНС

Продолжаем рассказ о ходе практической конференции «Электронный счет-фактура по НДС и камеральный контроль: практика применения», проведенной 27.06.2018 МНС и Ассоциацией налогоплательщиков при участии ООО «ЮрСпектр». На конференции рассматривались вопросы, касающиеся особенностей проведения камерального контроля НДС на Портале ЭСЧФ, а также применения мер ответственности налогоплательщиков в результате некорректной работы с ЭСЧФ и результатами камерального контроля. С пленарным докладом выступила Светлана Владимировна Еськова, начальник управления организации камерального контроля МНС. Также она ответила на вопросы читателей портала ilex.новости и участников конференции.

Бесспорное преимущество электронного документооборота — возможность избежать ряда ошибок, допускаемых при составлении электронных документов, за счет автоматизации процесса (контроль заполнения обязательных реквизитов, арифметическая проверка и иные) и снижения влияния человеческого фактора по сравнению с оформлением документов вручную.

Электронный документооборот становится своеобразной формой общения между бизнесом и налоговыми органами. Примером электронного обмена информацией стал Портал электронных счетов-фактур. Его развитие активно продолжается уже на протяжении двух лет.

К сожалению, еще не все запланированные нами доработки на Портале реализованы. В работе сейчас находятся такие доработки, как:

— автоматическое определение даты наступления права на вычет в зависимости от даты подписания электронной цифровой подписью ЭСЧФ и применяемого плательщиком отчетного периода (месяц, квартал);

— возможность аннулирования ЭСЧФ из учетных систем плательщика;

— отображение страницы управления вычетами по входящим ЭСЧФ и перевыставлений НДС;

— отображение в личном кабинете подписи сотрудника, подписавшего входящие ЭСЧФ.

Мы прилагаем все усилия, чтобы реализовать эти сервисы в максимально короткий срок, что упростит работу плательщиков и сделает более удобным проведение самоконтроля за полнотой и своевременностью уплаты НДС.

С 1 января 2018 г. из Указа от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510) исключены внеплановые выездные проверки для подтверждения обоснованности зачета либо возврата превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав <*>. Как теперь проводится контроль по возврату НДС из бюджета?

Внеплановые проверки подтверждения обоснованности зачета либо возврата превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации, действительно исключены из контрольных мероприятий, проводимых в рамках Указа N 510. Теперь такие контрольные мероприятия проводятся в форме камеральной проверки <*>.

Так, первоначально камеральному контролю подвергаются декларации по НДС, в отношении которых плательщиками представлены заявления о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации объектов. Если выявляются какие-либо нарушения, плательщику в общеустановленном порядке направляется уведомление о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений <*>. Если плательщик не отреагирует в 10-дневный срок на уведомление — налоговым органом составляется акт камеральной проверки <*>. Если налоговый орган в ходе камеральной проверки установит обстоятельства, указывающие на то, что плательщик допускает нарушения, которые не могут быть полностью подтверждены камеральной проверкой на основании представленных документов, может быть инициировано проведение выездной проверки <*>.

Вопрос от читателя портала ilex.новости:
Как продавцу поступать при частичном возврате товара и выставлении дополнительного ЭСЧФ с отрицательными значениями, если покупатель применяет УСН без НДС и не подписывает ЭСЧФ? Без подписи покупателя такой ЭСЧФ приобретает статус «На согласовании» и не попадает в камеральный контроль.

В случае если покупатель возвращает ранее приобретенный товар, у продавца подлежат уменьшению обороты по реализации того отчетного периода, в котором объекты возвращены <*>. При этом по общему правилу продавец уменьшает обороты по реализации товара на основании выставленного покупателю ЭСЧФ, подписанного покупателем ЭЦП, если ранее выставленный продавцом ЭСЧФ был подписан покупателем ЭЦП <*>.

В изложенной ситуации можно порекомендовать продавцу создать дополнительный ЭСЧФ без ссылки на исходный ЭСЧФ без указания УНП получателя и направить его на Портал <*>. Такой ЭСЧФ получит статус «Выставлен» и будет учитываться при проведении камерального контроля <*>.

В 2018 году при ввозе на территорию Беларуси товаров, освобождаемых от НДС, не требуется создавать ЭСЧФ <*>. Мы ввезли товары из России. Отразили оборот в части II декларации по НДС. При этом камеральным контролем установлено несоответствие данных декларации сведениям ЭСЧФ. Из налогового органа в организацию прислали уведомление. Планируется ли доработать систему камерального контроля, чтобы не приходилось давать пояснения о том, что отклонение связано с наличием освобожденного от НДС ввоза товаров?

Сегодня камеральный контроль настроен так, что данные ЭСЧФ сравниваются с итоговыми значениями
части II декларации по НДС. А в итоговых значениях части II декларации учитываются в том числе и освобожденные от НДС обороты <*>.

В ближайшее время мы скорректируем правила камерального контроля исходя из изменившегося с 2018 года порядка, пока это не реализовано. Кроме того, мы сориентируем инспекции МНС, чтобы они не направляли уведомления в случаях, когда величина отклонения по камеральному контролю совпадает с суммой освобожденного от НДС оборота.

Можно ли по такому освобожденному от НДС обороту по ввозу товаров создавать ЭСЧФ и направлять его на Портал, чтобы не было отклонений?

Можно. В Указе N 29 указано, что создание ЭСЧФ при ввозе товаров, освобождаемых от НДС, не требуется <*>. При этом запрета на создание ЭСЧФ в такой ситуации не установлено. Если организации удобнее по освобожденному от НДС обороту по ввозу товаров направить ЭСЧФ на Портал, можно это сделать. В таком случае до момента корректировки алгоритма камерального контроля в системе отклонений между данными декларации и сведениями из ЭСЧФ обнаруживаться не будет.

Вопрос от читателя портала ilex.новости:
Нередко при камеральном контроле данные декларации по НДС не сходятся со сведениями из ЭСЧФ на суммы «таможенного» НДС, право на вычет которых подлежит 60-дневной отсрочке по Указу от 26.02.2015 N 99. Как правильно заполнять строки раздела IV «Другие сведения» декларации по НДС, если у организации есть суммы налога, подлежащие отсрочке вычета? Если можно, поясните на примере.

Давайте рассмотрим ситуацию. Организация (отчетный период по НДС — месяц) осуществила ввоз товаров из стран дальнего зарубежья. Уплачен «ввозной» НДС в сумме 100 руб. Дата выпуска товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления приходится на декабрь 2017 г. Товар предназначен для перепродажи и подпадает под действие Указа N 99. 60-дневный срок отсрочки вычета НДС истекает в феврале 2018 г. Поясню, что для наглядности мы специально берем периоды, затрагивающие разные годы.

В декабре 2017 г. в декларации по НДС в разделе IV сумма уплаченного «ввозного» НДС, вычет которой подлежит отсрочке (100 руб.), указывается в строках 11 (суммы НДС, не принятые к вычету на конец отчетного периода) и 11.2 (суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, подлежащие вычету в следующих отчетных периодах, в которых истечет 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой). Мы их показываем, но помним, что права на вычет этих сумм в декабре 2017 г. нет, поэтому в других строках раздела IV их не отражаем <*>.

Наступает январь 2018 г. Поскольку январь относится уже к новому налоговому периоду (году), в разделе IV в строке 2 мы должны показать суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом году (100 руб.). Учитывая, что право на вычет этой суммы «ввозного» НДС в январе еще не наступило, эту же сумму мы оставляем в строках 11 и 11.2 раздела IV декларации за январь. Другие строки раздела IV в январской декларации в приведенной ситуации не заполняются.

Приходит февраль 2018 г. — отчетный месяц, в котором у организации наступает право на вычет сумм уплаченного «ввозного» НДС. В разделе IV февральской декларации 100 руб. «ввозного» НДС уже не показываются (исключаются) по строкам 11 и 11.2, а также по строке 2 (сумма, не принятая к вычету в прошлом периоде). С февраля 2018 г. сумма уплаченного «ввозного» НДС становится суммой вычетов текущего налогового периода (как сумма НДС, уплаченная при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой). Соответственно по строкам 1 и 1.3 раздела IV части I декларации по НДС за февраль отражается 100 руб. <*>.

Таким образом, в приведенной ситуации упомянутые строки в разделе IV декларации по НДС должны
заполняться так
:

Строки из раздела IV «Другие сведения» части I декларации по НДС Отражение в декларации по НДС
За декабрь 2017 г. За январь 2018 г. За февраль 2018 г.
1. Суммы НДС текущего налогового периода, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе объектов, — всего (строка 1.1 + строка 1.2 + строка 1.3) 0 0 100
1.3. суммы НДС, уплаченные при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой 0 0 100
2. Суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде (строка 2.1 + строка 2.2) 0 100 0
11. Суммы НДС, не принятые к вычету на конец отчетного периода 100 100 0
11.2. суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров, подлежащие вычету в следующих отчетных периодах, в которых истечет 60 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой 100 100 0

Если плательщик придерживается установленных правил, отклонений при камеральном контроле возникать не должно.

Какая административная ответственность предусмотрена для плательщиков при нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля?

В настоящее время по результатам камерального контроля к плательщикам применяется ответственность, установленная тремя статьями КоАП:

— статьей 13.4 — за нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета). Меры ответственности здесь дифференцируются в зависимости от длительности просрочки. Кроме того, установлены отдельные меры ответственности за нарушения, совершенные повторно;

— статьей 13.6 — за неуплату или неполную уплату суммы налога. Меры ответственности применяются, и основания для их применения могут возникнуть, в частности, при уплате суммы налога после подачи уточненной декларации в результате корректировок, внесенных на основании уведомлений налоговых органов;

— статьей 13.8 — за непредставление документов или иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений. Меры ответственности по данной статье применяются, в частности, при невыставлении (ненаправлении на Портал) ЭСЧФ либо нарушении установленных для этого сроков. Отмечу, что действие статьи 13.8 КоАП распространяется также на исполнение обязанности по перевыставлению сумм НДС в ЭСЧФ в случаях, установленных в п. 7-1 ст. 105 НК. Обращу внимание, что покупатель при невыставлении ЭСЧФ продавцом вправе обратиться в свой налоговый орган для проведения работы по выставлению продавцом ЭСЧФ. В свою очередь, за несвоевременное выставление ЭСЧФ поставщик будет привлечен к ответственности в рамках данной статьи. Для этого покупателю следует указать о факте невыставления ЭСЧФ продавцом (УНП, наименование продавца) и сослаться на документ (приложить его копию), подтверждающий приобретение объектов, по которому отсутствует ЭСЧФ.

После направления ЭСЧФ на Портал организация обнаружила, что в графе 3.1 «ТН ВЭД ЕАЭС» раздела 6 ЭСЧФ по ввозу товаров на территорию Республики Беларусь указан неверный код ТН ВЭД. Какая ответственность за это предусмотрена?

В данном случае может наступить ответственность за представление недостоверных сведений, предусмотренная ст. 13.8 КоАП. Для того чтобы не применялись меры ответственности в рамках данной статьи, необходимо направить на Портал исправленный ЭСЧФ с верным кодом ТН ВЭД и указанием в строке 31 «Дополнительные сведения» причины создания такого ЭСЧФ (неверный код ТН ВЭД) <*>. При этом в качестве даты совершения операции (строка 3) и даты аннулирования (строка 5.1) в исправленном ЭСЧФ следует указать дату совершения операции исходного ЭСЧФ <*>.

Организация-покупатель в марте 2018 г. обнаружила расхождение суммы НДС в первичном учетном документе и в соответствующем ему входящем ЭСЧФ за I квартал 2017 г. Об этом она уведомила поставщика и попросила исправить ЭСЧФ. Поставщик отказался это сделать. Как поступить покупателю в сложившейся ситуации?

Если сумма в ЭСЧФ больше, чем в ПУД, то ситуацию можно исправить посредством управления вычетами во входящем ЭСЧФ, проставив в отношении суммы превышения признак «Не подлежит вычету» <*>. Если же наоборот, то принять к вычету недостающую сумму НДС можно будет только после получения и подписания исправленного ЭСЧФ от поставщика <*>. При этом напомню, что в случае отказа поставщика от выставления ЭСЧФ покупатель вправе обратиться в налоговый орган для содействия в урегулировании ситуации,
связанной с невыставлением ЭСЧФ.