Светлана Еськова
Осуществляя камеральный контроль, налоговые органы сопоставляют показатели налоговых деклараций со сведениями ЭСЧФ, содержащимися в АИС «Учет счетов-фактур». О практике проведения такого контроля мы побеседовали с начальником управления организации камерального контроля Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Светланой Владимировной Еськовой.
Светлана Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие налоговые декларации проверяет налоговый орган при помощи камерального контроля?
В настоящее время в республике реализуется задача по приданию контрольной деятельности предупредительного характера. Минимум вмешательства и негативных последствий для плательщика, максимум эффекта для бюджета — вот основной принцип совершенствования системы налогового контроля.
Одним из видов проверок, проводимых налоговыми органами, без вмешательства в текущую деятельность плательщика являются камеральные проверки. Такая форма налогового контроля при установлении несоответствия показателей налоговых деклараций с данными иных документов (сведений), представленных плательщиком или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, направлена на предотвращение правонарушений и предоставление плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.
Камеральной проверке подвергаются налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам, представляемые плательщиком в налоговый орган. Декларации проходят несколько стадий камерального контроля. Первой стадией мы называем «первичный» камеральный контроль, который проходят декларации в момент направления на портал МНС, при котором в автоматическом режиме происходит проверка на правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет.
Последующий камеральный контроль осуществляется налоговым органом на предмет соответствия данных налоговых деклараций с данными иных информационных ресурсов, например, АИС «Учет счетов-фактур», таможенных органов, сведений из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, государственного реестра плательщиков, иных источников.
Как часто в отношении плательщиков налоговые органы Беларуси составляют акты камеральных проверок?
Конечно, акты камеральных проверок составляются налоговыми органами, но имеют незначительный удельный вес в общем числе проводимых камеральных проверок.
Цель камерального контроля состоит не довести ситуацию до составления акта камеральной проверки, а информировать плательщика посредством направления уведомления о наличии установленных расхождений и предоставить плательщику право на добровольное устранение причин отклонений или исполнение налоговых обязательств.
Ведется ли какая-то статистика о том, как плательщики реагируют на уведомления об отклонениях, выявленных при камеральном контроле? Какой процент плательщиков после получения уведомления о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений <1> представляет пояснения, а какой – вносит изменения в декларацию по НДС <2>?
Да, инспекциями ведется учет направленных плательщикам уведомлений и фиксируются результаты реагирования плательщиков, которые выражаются либо в представлении «уточненных» налоговых деклараций, либо в корректировке электронных счетов-фактур по НДС, либо в объективных письменных пояснениях.
Например, за 9 месяцев текущего года по результатам проведенного инспекциями МНС камерального контроля с использованием функционала личного кабинета сотрудника МНС АИС «Учет счетов-фактур» направлено 29957 уведомлений об установленных отклонениях, на которые плательщиками представлено 19436 уточненных деклараций (расчетов), а это почти 65% от направленных уведомлений.
Стоит ли плательщикам самостоятельно запускать камеральный контроль на Портале ЭСЧФ <3> перед подачей налоговой декларации? Какие еще советы можно дать плательщикам, чтобы уменьшить вероятность выявления отклонений при запуске камерального контроля налоговым органом?
Следует отметить, что для упреждения нарушения в АИС «Учет счетов-фактур» предусмотрен функционал, позволяющий самостоятельно, то есть до подачи налоговой декларации (расчета) по НДС, провести ее предварительный контроль. Запуск контроля в АИС «Учет счетов-фактур» рекомендуется делать в обязательном порядке перед подачей налоговой декларации (расчета) по НДС. Это позволит исключить вероятность появления отклонений. Функционал «Камеральный контроль» в АИС «Учет счетов-фактур» — это дополнительный способ сверки о полноте отражения данных в налоговой декларации по НДС.
Какие типичные ошибки, выявляемые при камеральном контроле, допускают плательщики?
Наиболее типичными ошибками плательщиков являются:
— неверное указание статусов поставщика и получателя;
— необдуманный выбор даты аннулирования ЭСЧФ;
— неправомерное завышение либо занижение налоговой базы и вычетов по аннулированным ЭСЧФ;
— неверное заполнение признаков в графе 12 «Дополнительные данные» в разделе 6 ЭСЧФ;
— отражение в налоговых декларациях вычетов по всем поступившим ЭСЧФ, даже которые не подписаны ЭЦП;
— неосуществление управления налоговыми вычетами;
— неверное указание ставки НДС, например, вместо ставки НДС «без НДС» ставят ставку НДС 0%;
— принятие к вычету сумм уплаченного «ввозного» НДС без выставления ЭСЧФ.