Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Республики Беларусь с 1 января 2023 г., и особенно те, что коснулись индивидуальных предпринимателей (ИП), вызвали ряд критических замечаний и вопросов как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны бизнес-объединений. Анализ изменений налогового законодательства и причины его корректировки опубликованы в журнале «Налоги Беларуси» (2023, N 11).

За 10 лет (с 2013 года) государством принимались меры по снижению налоговой нагрузки. Среди наиболее значимых из них – снижение в 2013 г. ставок по налогу при УСН с 5–7% до 3–5% (в 2022 г. заменена единой ставкой 6%), введение в 2014 г инвестиционного вычета по налогу на прибыль от 10% до 20% (в 2019 увеличен до 15% и 30%, в 2022 г. – до 20% и 40%), по налогу на прибыль по дивидендам льготные ставки в размере 0% и 6% для случаев нераспределения прибыли на дивиденды в течение 5 и 3 лет.  В 2019 г. установлены пониженные ставки налога на недвижимость для вновь созданных объектов в течение второго–пятого годов с даты их приемки в эксплуатацию , а в течение первого года после их ввода в эксплуатацию было установлено полное освобождение от налога на недвижимость. В 2019 г. отменено применение повышенных (в 10 раз) ставок налога на недвижимость и земельного налога по неиспользуемым (неэффективно используемым) объектам недвижимости и земельным участкам, занятым ими; отменены увеличенные в 10 раз ставки земельного налога, применявшиеся в отношении самовольно занятых, своевременно не возвращенных земельных участков. В 2018–2022 гг. действовал льготный режим налогообложения для розничной торговли, общепита и бытовых услуг в сельской местности. Введенный в 2021 г. вместо госпошлины транспортный налог на 30–50% ниже ставок госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. При этом ставки транспортного налога не индексировались с момента их установления

Применение к Беларуси и ее экономике санкционных мер, необходимость значительной корректировки внешнеторговой деятельности и иные факторы обусловили принятие мер в разных сферах госуправления, включая налогообложение. О том, что кодекс и плательщиков ожидают изменения, направленные на обеспечение бюджетной устойчивости, представители налоговой службы предупреждали заранее.

Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко напомнил о том, что и УСН, и единый налог для ИП являются специальными режимами налогообложения и вводились они временно и с вполне определенной целью. Это создание условий для развития малых форм бизнеса, поддержка со стороны государства на тот период, который потребуется ИП для перехода на общеустановленную систему налогообложения. «К сожалению, на протяжении многих лет мы наблюдали, что эти специальные режимы используются не для становления на ноги, а для получения неправомерных налоговых преимуществ перед добросовестными субъектами хозяйствования. Поэтому и было принято решение сначала сократить виды деятельности для ИП, которые могут осуществляться с применением упрощенной системы налогообложения, а начиная с текущего года вообще уйти от этих видов деятельности», — отметил министр.

Кроме того, так и не был достигнут эффект, являвшийся, по сути, главной целью тех мер, которые принимались десять лет назад. При снижении ставки по УСН ряд бизнес-союзов брал на себя обязательства создать не менее 20 тысяч рабочих мест с заработной платой 500 долларов США, — рассказал Сергей Наливайко. — На протяжении всего этого времени ни одного года с такими показателями нет. Более того, у ИП на сегодняшний день нет заработной платы в 500 долларов США. Средняя заработная плата у ИП, которые применяли упрощенную систему налогообложения, — 540 рублей.

Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников сверил ставки единого налога с суммой подоходного налога, который удерживается с заработной платы среднестатистического жителя Минска. «В течение пяти лет среднестатистический гражданин уплачивал в среднем в 1,5 раза больше подоходного налога в месяц, чем индивидуальный предприниматель. Наверное, это не совсем справедливо. Причем мы ведем речь о самых больших ставках, которые были установлены для наиболее крупных торговых центров», — обратил внимание замминистра.

На протяжении многих лет доля экономического вклада ИП варьировалась на уровне 2–2,5%. При этом, как отметил замминистра, ИП нередко становились конкурентами организованного бизнеса, используя дисбаланс в налоговой нагрузке себе на пользу.